Внимание — железная дорога!

Разработка занятия по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся начальных классов

Тема: “Безопасное поведение на железной дороге”.

Цель: познакомить учащихся с зонами (местами) повышенной опасности на железнодорожном транспорте; закрепить знание правил безопасного поведения при поездке в железнодорожном транспорте и правил безопасного поведения на пристанционных территориях.

Задачи: познакомить учащихся с дорожными знаками и сигналами дорожных светофоров на железнодорожном переезде, их значением; познакомить с опасностью, возникающей при движении пешеходов вдоль железнодорожного полотна; познакомить с правилами пользования железнодорожным транспортом и поведения в нем.

Ход урока

1. Организационный момент.

— Город, в котором с тобою живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город дает нам все время урок.

Вот она азбука — над головой:

Знаки развешены над мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!

Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов.

2. Целе-мотивационный этап. Актуализация знаний учащихся.

— Давайте проверим, знаете ли вы “азбуку города”. Отгадайте загадки и покажите карточки-отгадки.

На доске — демонстрационные картинки дорожных знаков.

— Этот знак такого рода —

Он на страже пешехода.

Переходим с другом вместе

Мы дорогу в этом месте. (Пешеходный переход.)

— Я хочу спросить про знак,

Нарисован знак вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно, дети!)

— Ездят здесь одни машины,

Грозно их мелькают шины.

У тебя велосипед?

Значит, стоп! Дороги нет! (Движение на велосипеде запрещено.)

— В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы,

Говорит им знак одно:

Здесь ходить запрещено! (Движение пешеходов запрещено.)

— На дорогах пешеходам

Стало проще с переходом.

Под землею даже площадь

Перейти гораздо проще. (Подземный переход.)

Учитель объявляет тему урока, формулирует его цели, знакомит с планом проведения занятия.

— Ребята, среди карточек, лежащих у вас на партах, найдите лишнюю и объясните, почему она лишняя. (Ответы учащихся.)

— Приходилось ли вам видеть такие дорожные знаки и где? (Ответы учащихся.)

— Сформулируйте тему и задачи сегодняшнего урока. (Ответы учащихся.)

3. Изучение нового материала.

3.1. Уточнение знаний о железных дорогах.

На классной доске — плашка “железная дорога”, рисунки железной дороги, поезда, рельса.

1. Работа с учебным пособием: чтение текста на карточке.

2. Беседа по вопросам после прочтения текста.

— Что собой представляют железные дороги? (Ответы учащихся.)

— Что такое поезд? (Ответы учащихся.)

— Что такое рельс? (Ответы учащихся.)

Уточнение лексического значения слова (работа со словарем): “Рельс — английское слово, означает укрепляемый на шпалах железнодорожного полотна стальной узкий брус; два рельса образуют колею для движения железнодорожного состава (поезда)”.

— Может быть, достаточно было бы только автомобилей для перевозки грузов и пассажиров? (Ответы учащихся.)

— Поезда могут перевозить очень много грузов и пассажиров.

3.2. Ознакомление с историей железных дорог.

Выступает подготовленный учащийся. Его выступление сопровождается показом слайдов.

— История развития железной дороги в нашей стране уходит в ХVІІІ век. В это время появились так называемые лежни — деревянные брусья. По такому колейному пути с помощью лошади перевозили грузы (руду, уголь) в деревянных вагонетках (ящиках на колесах). Посмотрите, каким необычным был первый русский паровоз! Двигался он со скоростью велосипеда. Вагоны в нем были открытыми, поэтому путешествовать на нем можно было только летом. С 1880 года начались эксперименты по использованию электричества на железной дороге. Первоначально скорость поездов не превышала 24 км/ч. Зимой они были в пути 5—6 суток, т.к. железнодорожное полотно заносило снегом и его приходилось периодически расчищать. А вот это уже современный электровоз. Все вы видели, как он выглядит. В движение его приводит электричество, он развивает скорость до 140 км/ч.

Физкультминутка.

— Мы идем, мы спешим,

И к вагонам мы бежим.

Чемоданы поднимаем — раз, два! Раз, два!

И соседям помогаем — раз, два! Раз, два!

Повороты выполняем — раз, два! Раз, два!

Не устали мы ничуть,

До свиданья, в добрый путь!

3.3. Рассмотрение вопроса опасности и безопасности ж/д транспорта.

Определение зон повышенной опасности на железной дороге.

— Железная дорога, как и любая другая, тре­бует от участников дорожного движения определенных мер безопасности. Часто она проходит в черте города или поселка, пересекаясь с автомобильной дорогой, и представляет для пешеходов большую опасность. Поэтому необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения, когда находишься вблизи железнодорожных путей. Назовите места (зоны) повышенной опасности на железной дороге.

На доске выставляются плашки: “железнодорожные пути”, “железнодорожные переезды”, “посадочные платформы и вокзалы”, “вагоны”.

Моделирование ситуации с расположением участников дорожного движения в районе железнодорожного переезда (показывается соответствующий слайд).

— Где находятся дети? (У железнодорожного переезда.)

— Что происходит вокруг? Почему ребята остановились? (Ответы учащихся.)

— Какая опасность возникла на пути? Что может произойти, если продолжить движение? (Ответы учащихся.)

— Какие объекты расположены вдоль дороги? (Дорожные знаки, светофор с красным сигналом, закрытый шлагбаум.)

— В какой части дороги расположены эти объекты и для чего? (Перед пересечением дороги с железнодорожный полотном. Они предупреждают об опасности.)

Ознакомление с дорожными знаками и сигналами дорожных светофоров на ж/д переезде (с опорой на плакаты).

— В белом треугольнике с красной каймой изображен черным цветом забор — “Железнодорожный переезд со шлагбаумом”. К какой группе знаков относится? (Предупреждающие.)

— Он предупреждает участников дорожного движения об опасном участке на пути их следования — переезде через железнодорожные пути. А вот знак шестиугольной формы красного цвета с надписью STOP приказывает водителям транспортных средств уступить дорогу движущимся поездам. У ж/д переездов размещены светофоры. Два попеременно мигающих красных фонаря — движение через переезд запрещено. Данный сигнал обычно сопровождается звуковым сигналом (звонком).

3.4. Ознакомление с правилами безопасного поведения на железной дороге и в железнодорожном транспорте.

Работа с учебным пособием.

— Прочитайте текст на карточках, подчеркните правила, которые должны соблюдать участники дорожного движения при переходе через железнодорожные пути. (Дети выполняют задание.)

— Какие правила безопасного поведения на железной дороге вы запомнили? (Ответы учащихся и выборочное чтение.)

—  Кроме того, запрещается… (учащиеся читают информацию на слайде по цепочке).

— …ходить по железнодорожным путям; переходить и перебегать через железнодорожные пути перед идущим поездом, если расстояние до него менее 400 м; на станциях и перегонах подлезать под вагоны для прохода через путь; ходить вдоль железнодорожных путей ближе 5 м от крайнего рельса; подлезать под закрытый шлагбаум на железнодорожном переезде; выходить на переезд, когда шлагбаум начинает закрываться; заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы.

— Поезд — это общественный транспорт. Следовательно, каждый пассажир должен знать и выполнять определенные правила поведения. Какие правила поведения в общественном транспорте вы знаете? (Ответы учащихся.)

— Прочитайте текст на карточке и дополните свои ответы.

4. Закрепление изученного материала.

4.1. Работа в паре.

— Рассмотрите рисунки на карточке, отметьте знаком v людей, которые ведут себя безопасно, а х — людей, подвергающих себя опасности. (Проверка задания.)

4.2. Работа в группах.

— Задание первой группе — составить синквейн “Железная дорога”, второй — нарисовать плакат “Безопасное поведение на железной дороге”, третьей — плакат “Правила поведения в поезде”. (Группы выполняют задание и отчитываются.)

5. Подведение итогов урока.

Вручение памятки “Безопасное поведение на железной дороге”.

6. Рефлексия.

Метод “Закончи предложение”.

Елена КОЗЕЛ,
учитель начальных классов средней школы № 2 Каменца.