Научно-исследовательский и нравственный потенциал литературы

Научно-исследовательская деятельность учащихся в области литературы — это самостоятельный поиск ответов на вопросы, подкрепленный примерами и убедительными выводами.
Все работы моих учащихся основаны на литературном материале. Язык художественных произведений предоставляет достаточный фактический материал для изучения, позволяет применить статистические методы работы с языковыми явлениями, подкрепить выводы яркими примерами из текста анализируемых произведений.

Последние ангелы на земле

Несколько лет назад в районной научно-практической конференции участвовала работа “Изобразительно-выразительные средства языка в анималистических стихах С.А.Есенина. Использование образов-символов животных в других произведениях поэта” (автор Юлия Юруть). Цель работы заключалась в том, чтобы найти новые пути исследования уже известного материала.
Первое, на что мы обратили внимание, была метафоричность и образность языка поэта и его любовь к братьям нашим меньшим. Работая над темой, мы заметили, что анималистические стихи С.Есенина вовсе не изобилуют той поэтической образностью, которая характерна, например, для пейзажной или интимной лирики. Тем большую весомость обретает каждое художественное средство, употребляемое им в стихах о животных.
В процессе работы активизировались и приобретались новые знания по теории литературы, чему на обычных школьных уроках уделяется недостаточно внимания. Мы находили в тексте поэтических произведений С.Есенина тропы: метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, образы-символы животных, анализировали их значение.
Поскольку ученица неоднократно встречала в средствах массовой информации рассказы о жестоком отношении к животным, актуальность нашей работы мы видели в том, чтобы другие люди, познакомившись с богатством поэтического языка Сергея Есенина, приняли и тоску человека по матери-природе, и сердечную близость ко всему живому, и щемящую жалость к зверям и птицам. А главное, поняли, что мы не одиноки в этом мире, что у нас всегда есть наши братья-животные — “последние ангелы на земле”.
В ходе исследования активизировались знания учащейся в области морфологии. Мы отметили неоднозначность употребления поэтом разных частей речи. Так, в анималистических стихах С.Есенина больше всего существительных. Они органично вплетаются в повествовательную интонацию стихотворений, к тому же большинство из них лишены определений.
Уже с 5 класса учащиеся знают, что такое эпитеты, умеют их находить и пробуют анализировать. Однако, по нашим наблюдениям, эпитеты в творчестве С.Есенина более функциональны. Их качественный состав гораздо шире, чем мы привыкли понимать. Мы условно разделили их на следующие группы: собственно-качественные имена прилагательные, “окачествленные” относительные имена прилагательные, метафорические определения, изобразительно-цветовые эпитеты (окрас животных и птиц), эмоциональные (повторяющиеся) эпитеты, эпитеты с экспрессивным оттенком. Мы также попробовали дать толкование некоторых эпитетов путем подбора близких по значению слов (пользуясь словарем синонимов). Так, например, к относительному прилагательному ржаной (закут) можно подобрать условные слова-синонимы: теплый, родной, близкий. Тогда значение этого слова резко меняется.
Работа, направленная на нахождение образов-символов в тексте произведений, не потребовала значительных усилий. А вот умение увидеть видоизменение этих символов на протяжении жизни поэта — наша творческая находка. Мы проиллюстрировали это явление на примере изменяющегося образа коня: “красногривый жеребенок” (символ счастливого и безоблачного детства) — “рыжая кобыла”; конь — “черная тучища” (символ деревенской природы и деревенской жизни) — “стальная конница” (символ начинающихся перемен) — “старый, добрый, заезженный Пегас” (символ расцвета поэтического творчества) — “тройка коней оголтелая” (символ быстро уходящей жизни) — “тройка коней запоздалая” (понимание, что ничего нельзя изменить) — “проскакал на розовом коне” (тоска о безвозвратно ушедшем, предчувствие близкой смерти).
Изучая художественно-выразительные средства языка на уроках, учащиеся понимают, что они являются украшением, словесным орнаментом поэтической речи. В исследовании мы доказали, что они являются и способом художественного мышления и узнавания мира.
Исследовательские навыки, полученные Юлией в школе, помогают ей и во взрослой жизни. Сегодняшняя студентка БарГУ — участница многочисленных творческих и научных конкурсов.

Отец народов

Что знают современные школьники об эпохе сталинизма? Произведений по данной теме еще не читали, свидетелей того жестокого времени почти не осталось. Всё больше образ Сталина окутывает романтический флер “отца народов”. Поэтому цель работы “Трагедия человеческой личности в “Колымских рассказах” Варлама Шаламова” (автор Анна Лукьянчик) заключалась в том, чтобы заставить людей помнить то время и с помощью литературных, исследовательских и научных методов показать, какие социальные слои населения пострадали в годы сталинских репрессий, как происходила деградация человеческой личности, какие общечеловеческие, личностные и моральные качества нарушались и уничтожались.
Отвечая на вопрос “Кто больше всего пострадал от сталинских репрессий?”, мы пришли к выводу, что основной удар приняла на себя интеллигенция (57% героев анализируемых произведений). Это закономерно, поскольку Сталин сам интеллигентом никогда не был и никакой благодарности к русской революционной интеллигенции не испытывал, а подозревал ее во вредительстве и расправлялся с ней любыми способами.
Старшеклассники понимают, что жизненные события являются бесценным опытом, но воспринимают этот опыт как положительный. Настоящим откровением для ученицы стала мысль, что он может быть и негативным. Так, заключенные сталинских трудовых лагерей приобретали покорность, утрачивали собственное достоинство, были склонны к предательству, угодничеству и лести. Именно в этом и заключается трагедия человеческой личности. Главные отрицательные символы в творчестве писателя — лагерь, ненависть, абсолютное зло.
Исследовательская деятельность учащихся на основе литературных произведений позволяет извлекать определенные нравственные уроки. Так, в главе “Уроки Варлама Шаламова” мы выделили 13 подобных уроков: “Через страдания научись сострадать”, “Сделай свой выбор, как бы труден он ни был”, “Научись помнить”, “Научись идти на компромисс, но не на соглашательство”, “Постарайся выдавить из себя раба”, “Не лицемерь ни себе, ни другим”, “Верь тому, что прочтешь и представишь себе” и др.
Тщательно работая с текстом, мы пришли к выводу, что В.Шаламов сознательно отказался от назидательной роли автора (передал эту функцию своим героям), поэтому его произведения оказывают влияние на читателя не столько своей документальностью, сколько эмоциональностью. Анализируя проделанную работу, ученица призналась, что испытала настоящее нравственное потрясение. Не такие ли потрясения помогают нам оставаться людьми?

Музыка стихотворения

Предлагая тему исследования, учитель должен понимать, что она должна соответствовать вкусам и интересам ученика-исследователя. Евгений Ашмарин оказался большим поклонником бардовской песни. Поэтому “Сопоставительный анализ стихов и песен о Великой Отечественной войне в творчестве Б.Окуджавы и В.Высоцкого” вызвал у него неподдельный интерес.
Нам повезло, что в распоряжении оказался небольшой архив (информационный бюллетень государственного культурного центра-музея В.Высоцкого “Вагант”, газетные и журнальные публикации 90-х годов). Таким образом, мы работали с текстами первых публикаций некоторых произведений Б.Окуджавы и В.Высоцкого и бесценным литературоведческим материалом.
Сопоставительный метод исследования темы помог сразу определить предмет и спрогнозировать результаты. В процессе работы нашлись как точки соприкосновения, обусловленные общностью тематики и высокой гражданской и социальной позицией двух авторов, так и различия, вытекающие из того, что Окуджава и Высоцкий — представители разных поколений.
В процессе исследования ученик (воспитанник музыкальной школы) открыл для себя еще одну изюминку: если для творчества В.Высоцкого характерна экстремальность ситуаций, то для Б.Окуджавы характерен образ музыки. Музыка стихотворения и есть его поэтический смысл. В результате был выделен ряд музыкальных образов: звуки военного оркестра, живой и неживой природы, музыка как абстрактное явление и музыка, обусловленная ритмом стихотворения. Таким образом, через литературное исследование автор приобрел еще и дополнительные музыкальные знания.
Исследуя поэтическую лексику В.Высоцкого, учащийся обогатил себя знаниями в области живой разговорной речи и пришел к совершенно неожиданному выводу: жаргонных слов и выражений в его творчестве не так уж и много. А ведь именно в их изобилии упрекали поэта современники. Новоприобретением можно считать и то, что учащийся открыл многогранный мир поэтического таланта таких разных авторов.

Шукшинские чудики

Многие учителя литературы часто сталкиваются с ситуацией, когда учащимся трудно определить жанр изучаемого произведения. Работа “Исследование нестандартных ситуаций в рассказах В.М.Шукшина” (автор Татьяна Сковыш) помогла не только научиться это делать (жанр рассказа узнается довольно легко), но и отметить его более узкую специфику: рассказ-характер, рассказ-судьба, рассказ-исповедь.
Мы исследовали, как поступают люди в нестандартных ситуациях: с трудом, но доказывают свое; замыкаются в себе и переживают; смиряются и легко забывают; не отступают от идеалов свободной личности.
Ученица пришла к очень важному выводу: мы испытываем симпатию ко многим странным героям Шукшина. И это не кажется странным, если вспомнить слова Аристотеля: “Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерениями”.
Важно научить учащихся не вырывать конкретное произведение из всего контекста русской литературы. Поскольку ведущей тенденцией в ней является внимание к миру простого человека, юная исследовательница провела среди старшеклассников опрос: “Героев каких произведений русской литературы ХIХ—ХХ веков напоминают вам герои Шукшина?” Полученный перечень позволил доказать, что учащиеся не только неплохо знают произведения русской литературы, но и правильно их соотносят.
Школьная программа предлагает для изучения только два рассказа Шукшина. Поэтому в ходе следующего опроса, чтобы правильно ответить на вопрос “Есть ли “чудики”, подобные шукшинским, в нашей жизни?”, мы предлагали учащимся познакомиться и с другими произведениями писателя (через индивидуальные консультации и факультативные занятия).

Помни детство своё

Заканчивая исследование, автор должен видеть перспективу дальнейшей работы. Например, сравнить творчество писателя с творчеством близких ему по духу авторов, его современников или представителей другой литературной эпохи. Именно привлечение к исследованию произведений разных временных эпох помогает взглянуть на проблему всесторонне. Так, в работе “Сопоставление способов раскрытия темы детства в повестях М.Горького “Детство”, В.Астафьева “Последний поклон” и И.Серкова “Мы — хлопцы живучие” (автор Дмитрий Пилецкий) мы взяли для исследования произведения, различные по времени, месту действия и даже национальности автора (последняя повесть принадлежит перу белорусского автора).
Анализируя композицию произведений при одинаковом жанре повести, мы убедились, что именно композиция играет здесь главную роль (учащиеся уже встречались с таким явлением при изучении романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”). Именно она и определяет характер повествования всех трех произведений: драматический, трагический, лирический, местами юмористический.
Никто из учащихся не сомневается, что труд — источник жизни. Исследователь делает еще одно важное открытие: труд — моральная ценность, он возвышает и лечит душу, он — праздник и красота, в труде люди взрослеют духовно и физически. Этот ценный вывод поможет выпускнику школы определить свое место в жизни и выбрать такой труд и такую сферу деятельности, которые будут приносить ему моральное и физическое удовлетворение.
Поскольку результаты исследования предполагают его практическое применение, мы попытались составить памятку “Помни детство свое”, адресуя ее взрослым и детям. Приведем некоторые из наших наставлений: “Не стыдись своих друзей детства, даже если они не достигли таких высот, как ты”, “Помни, что ребенок — тоже человек, только маленький”, “Читай книги о детстве. Именно там ты найдешь старых и верных друзей”, “Относись к чужим детям так, как хотел бы, чтобы они относились к твоим”, “Знай: если наши грехи из детства, то и радости — тоже оттуда” и “Помни детство свое!”.
Работая над исследованиями школьники активизируют свои знания (находят им практическое применение), закрепляют знания по теории литературы, более детально знакомятся с творчеством уже известных им авторов и открывают для себя новых, учатся работать с критическим и литературоведческим материалом, правильно употреблять цитаты из текстов художественных произведений, грамотно оформлять список литературы, использованной в работе. К тому же анализируемые произведения всегда несут в себе высокий нравственный идеал. Извлеченные нравственные уроки из прочитанного и исследованного — ценный результат совместной научно-исследовательской деятельности учащегося и учителя.

Галина НАУМИК,
учитель русского языка и литературы
Жеребковичской средней школы Ляховичского района.