С интерактивным подходом к чтению

Одна из серьезных проблем современной школы — падение интереса учащихся к чтению, которое приводит к снижению грамотности, косноязычию, неумению правильно выражать мысли. Как добиться того, чтобы литературное чтение приносило детям интеллектуальное удовольствие? Заинтересовать с помощью игры.

Мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение материала, пробуждение интереса к учебному предмету, развитие инициативы, активности и находчивости, формирование точности, подвижности, гибкости ума, аккуратности и настойчивости в преодолении трудностей. Включение игр и игровых моментов в образовательный процесс делает его более легким, интересным и занимательным, создает хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, развивает любознательность. Многие игры позволяют ребенку сделать то или иное обобщение, осознать правила, повторить полученные знания в системе и в новых связях.

Игра — особая разновидность миниатюрной задачи, решение которой обязательно сопровождается интересом и мобилизует умственные силы. Игра приучает к четкой логике и развивает способность делать выводы. А самое главное — в ней доминируют эмоции, что создает на уроке творческую доброжелательную обстановку.

Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно использовать в обучении больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Это помогают сделать ИКТ. 

На факультативных занятиях мы широко используем интерактивные игры. Так, играя в “Алфавит”, дети с помощью букв, размещенных на слайде презентации, называют фамилии писателей, произведения которых читали (Б — Барто, С — Сладков, Н — Некрасов, Т — Толстой, М — Михалков, Д — Драгунский).

Применяем шестиугольные карточки (гексы) с текстом, словами и картинками по теме урока. Получив материал, записанный на гексах, учащиеся выстраивают его таким образом, чтобы прослеживалась логическая связь между соприкасающимися сторонами шестиугольников. Например, детям предлагается соединить гексы по теме “Сказки”.

При мозговом штурме дети в группе обсуждают и называют характерные черты каждого вида сказок.

Игра “Из сказки в сказку”. На лепестках цветика-семицветика записаны отрывки из сказок. Учащиеся читают, отгадывают их название, определяют, к какому типу они относятся, и выстраивают гексы в нужном порядке.

“Игра в слова”. Учащиеся получают слово на карточке-гексе, обсуждают и объясняют в группе его значение. Среди предложенных слов (на гексах) находят родственные и выстраивают гексы в нужном порядке. Например, кольцо — предмет в форме окружности, ободок из разных материалов.

Игра “Какой? Какая? Какое? Какие?”. К слову (название произведения, герой произведения или другое слово из изучаемого произведения) подбираем слова, их характеризующие. Например, “ю” — юмористичный, “н” — неравнодушный, наивный, “о” — обаятельный, общительный, “ш” — шаловливый, “а” — активный, аккуратный.

Игра “Узнай героя”. Учащиеся узнают, кому принадлежат данные слова: “В нашей деревне за меня и пустого каштана не дают. Пойду искать свое счастье” (1); “У нее на кухне полным-полно собак и кошек” (2); “Она сидела у окна и ласково ему улыбалась” (3); “Она перевезла своего друга на спине” (4); “Он придумал, как достать колечко” (5); “У нее есть дети, один шустрее другого” (6).

Игра “Калейдоскоп”. Разрозненные предложения нужно собрать в текстовом порядке: “Жил-был на свете бедный юноша”, “Живут они счастливо вместе”, “Добрался юноша до большого дворца”, “Мышонок достал колечко”, “Старушка надела ему на палец кольцо”, “Подхватил он коромысло с ведрами”, “От жены тайн нет”, “Дворец взлетел на самую вершину высокой горы”, “Собака и кот отправились в трудный путь”, “Дворец обманщицы взлетел под облака”.

Игра “Сыщики”. Учащиеся называют хозяина вещей, показанных на картинке (слайде).

Игра “Угадай рассказ”. Каждая группа учащихся собирает мозаику. В итоге должна получиться иллюстрация к произведению. Дети должны назвать произведение, его автора, найти и зачитать нужный отрывок из нескольких предложенных (“И, когда музыка дошла до места, он снова вымахнул левую руку и, как пластинка, которую заело, завел в третий раз: “Папа у Васи силен в математике, учится папа за Васю весь год”, “Где это видано, где это слыхано…”, В.Драгунский).

Игра “Аукцион вопросов” (“тонкие” и “толстые” вопросы). “Тонкий” предполагает краткий ответ, а “толстый” — развернутый, полный. Учащиеся формулируют по два “тонких” и два “толстых” вопроса, связанных с материалом урока. Затем опрашивают друг друга. В ходе игры у учащихся развивается устная речь, обогащается словарный запас.

Игра “Ключевой момент”. Дети из предложенного списка должны выбрать пословицу, которая подходит к произведению, и объяснить, почему.

На уроках повторения и обобщения проводим интер-активную игру “Собери пазл”. Так, перед изучением сказок А.С.Пушкина, Х.К.Андерсена, А.Линдгрен предлагаем детям вспомнить прочитанные произведения и их авторов. При правильном соотнесении автора и его произведений пазлы собираются в интересную картинку. Игру “Собери пазл” можно использовать также в работе над пословицами, при составлении характеристики героев, для описания картин природы, предметов и т.д. Пользуясь готовым шаблоном, можно составить разные варианты содержания этой игры.

Большой популярностью у детей пользуется интерактивная “Своя игра” (упрощенный вариант), которая позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по содержанию прочитанного, проверить умение ориентироваться в тексте. Чаще всего игра проводится между командами и состоит из 4—5 раундов. В каждой категории есть несколько вопросов, которые отличаются ценой. От цены зависит сложность вопроса. Победителем становится команда, набравшая большее количество очков. Например, при изучении сказки Х.К.Андерсена “Русалочка” предлагаем детям следующий вариант игры для проверки усвоения ее содержания.

В категории “Иллюстрации” размещены рисунки, к которым нужно подобрать соответствующие строки. При возникновении затруднений в поиске ответа учащимся предлагается подсказка (см. сайт nastgaz.by).

В категории “Портрет героя” предлагается восстановить описание героев сказки, вставив пропущенные слова (см. сайт nastgaz.by).

Категория “Установи последовательность” предполагает одинаковое задание для всех команд или игроков. Для установления последовательности событий используются гексы или логические шестиугольники. Игрокам раздаются комплекты гексов и обозначается ключевое слово.

Для подведения итогов и обобщения знаний предназначена категория “Викторина” (см. сайт nastgaz.by).

Помимо перечисленных игр активно используем на занятиях интерактивное видео, которое делает обучение максимально наглядным. В процессе просмотра фильма учащиеся могут управлять демонстрацией отдельных информационных фрагментов и целых разделов, определять наиболее сложные фрагменты изучаемого материала, повторно возвращаться к их просмотру, приступить к более углубленному их изучению. Большую помощь в этом оказывает ресурс https://learningapps.org.

Интерактивные формы и методы обучения позволяют организовать работу на уроке в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению учебного материала, вызывают интерес к самостоятельному познанию нового, формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

Наталья ПРОНЧАК,
Наталия ЯЦУШКО,
учителя начальных классов гимназии Ляхович.