Праздник словарных слов

Программа по русскому языку для начальных классов указывает, что на каждом году обучения должны проводиться “словарно-орфографические упражнения, в процессе которых усваиваются слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса”. Одна из главных задач учителя — научить ребенка писать эти слова без ошибок. На мой взгляд, процесс усвоения слов с непроверяемыми орфограммами — задача сложная, требующая от современного учителя умения использовать эффективные задания в своей работе.

Младшие школьники на каждом уроке встречаются со словами с непроверяемыми орфограммами. В своей работе я наблюдала, что в некоторых случаях эти слова усваиваются учащимися путем механического запоминания их графического облика. Это утомляет детей и не формирует у них интереса к изучаемому материалу. Я считаю, что задания, которые использует учитель для усвоения данных слов, должны располагать учащихся к размышлению, сравнению, анализу, обобщению.

В первом классе работа по формированию умения писать слова с непроверяемыми орфограммами носит пропедевтический характер. В период обучения грамоте я уделяю большое внимание формированию у учащихся умения слышать звучащее слово. На каждом уроке учу детей проводить слого-звуковой анализ. Использую задания со схемами: “Соотнеси картинку со схемой”, “Найди ошибку в схеме”, “Угадай слово по схеме”. Также использую ряд заданий для развития фонематического слуха младших школьников: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “Найди предметы с заданным звуком”.

Во 2—4-х классах дается список слов, правописание которых обязательно для изучения. Поскольку в языке все стороны взаимосвязаны, считаю необходимым для формирования умения безошибочно писать слова с непроверяемыми орфограммами проводить работу по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису.

В результате выполнения фонетических заданий у детей формируются знания о слоге, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, об алфавите.

Большую роль отвожу заданиям, целью которых является развитие орфографической зоркости: подчеркни “опасное” место в слове, найди лишнее слово с другой орфограммой, отредактируй текст. Так я учу детей анализировать слова, способствую развитию самоконтроля, формирую умение работать со словарем. Мои учащиеся не боятся ошибиться. Они учатся спрашивать и сомневаться.

С помощью морфологических заданий происходит осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических заданий помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число. Предлагаю учащимся подобрать слова с непроверяемыми орфограммами, обозначающие предметы, признаки предметов, действия; ответить на вопрос одним словом и изменить его по падежам. Эти задания помогают учащимся в дальнейшем осознанно употреблять слова с непроверяемыми орфограммами в устной и письменной речи в правильной форме.

Большой интерес у детей вызывает работа над составом слова. От слов с непроверяемыми орфограммами при помощи приставок и суффиксов учащиеся образуют новые слова. Игра “Найди лишнее слово” помогает детям научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Подбор однокоренных слов с непроверяемыми орфограммами увеличивает количество усваиваемых слов. Для предупреждения возможных ошибок важно обратить внимание учащихся на единообразное написание однокоренных слов. Для этого я использую игру “Вырасти дерево”. При выполнении задания корни слов выделяются графически (цветом, подчеркиванием). Учащиеся выращивают дерево с однокоренными словами с непроверяемыми орфограммами и представляют его одноклассникам.

Для развития речи младших школьников использую лексические задания со словами с непроверяемыми орфограммами:

— представь, что ты художник, которому нужно нарисовать помидор. Расскажи, как ты будешь рисовать этот предмет;

— представь, что ты писатель. Составь рассказ о воробье так, чтобы мы могли представить его таким, какой он есть в жизни;

— составь загадку о березе, в которой по какому-либо признаку можно определить, какое это дерево;

— объясни, как ты понимаешь значение выражения “ловить ворон”.

Подбор синонимов или антонимов, объяснение значения фразеологизмов помогает детям не только лучше усваивать значение слова, обогащать свой словарный запас, но и готовиться к использованию его в связном тексте. Такая деятельность дает свои результаты при выполнении учащимися творческих работ.

Слова с непроверяемыми орфограммами являются общеупотребительными и распространенными. Они присутствуют почти в каждом задании учебника. В любой теме урока ищу возможность предложить учащимся выполнить задание с данными словами.

Каждую четверть в своем классе я провожу “Праздник словарных слов”. Мои учащиеся ждут его с нетерпением. Они выбирают тематическую группу слов или даже одно слово и готовят для всех своих одноклассников интересные задания. Это помогает мне сделать процесс изучения слов с непроверяемыми орфограммами интересным и увлекательным, а также хорошо подготовить учащихся к словарному диктанту.

Екатерина СТРАШИНСКАЯ,
учитель начальных классов средней школы № 7 Сморгони.