Повышаем интерес учащихся к чтению через межпредметные связи

Задачами школьного курса русской литературы являются не только чтение и изучение художественных произведений, приобретение учащимися знаний, умений и навыков, обеспечивающих полноценное восприятие, глубокое понимание и освоение литературных произведений, но и развитие образного мышления и речевой культуры, привлечение детей к творческой деятельности, ориентированной на самореализацию личности, воспитание интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости на явления искусства. Эти задачи могут быть реализованы при одном важном условии: учащиеся должны хотеть читать.

Не секрет, что современные дети мало читают. Они не спешат взять в руки книгу, чтобы получить необходимую информацию, расширить кругозор либо просто отдохнуть. Широкий спектр модных гаджетов стал для детей не просто средством общения, но и источником информатизации. Более того, эти устройства заменили ребятам друзей и живое общение. В такой ситуации быть просто учителем, хорошо знающим литературу, недостаточно. Необходимо создать условия и найти средства, которые заставили бы учащихся заинтересоваться произведением. Оптимальным вариантом стало использование межпредметных связей, которые хорошо показывают интеграционные процессы, происходящие сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является развитие познавательной деятельности. Современным школьникам интересно интегрировать и соединять знания различных наук и применять их на практике.

Отправной точкой работы в данном направлении стали уроки по изучению романа “Герой нашего времени” М.Ю.Лермонтова. Известно, что непродолжительное, но необыкновенно яркое творчество писателя связано с Кавказом. Этот дикий, богатый край, овеянный легендами, был одним из главных стимулов творчества М.Ю.Лермонтова, о чём и свидетельствует роман.

В декабре 1837 года, возвращаясь по служебным делам из Грузии, М.Ю.Лермонтов ехал через Койшаурскую долину по крутому подъёму прямо к Гуд-горе и Крестовому перевалу. Эти места восхитили и вдохновили автора на создание в романе ряда замечательных по своей художественности пейзажных зарисовок. На них обратил внимание критик В.Г.Белинский: “… вся повесть насквозь проникнута поэзиею… Каждое слово в ней так глубоко-знаменательно… Слог повести — то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг”.

Раскрыть мастерство М.Ю.Лермонтова-пейзажиста — одна из задач учителя на уроке по изучению данного произведения. Реализовать эту задачу удалось путём использования межпредметных связей. Этому предшествовала подготовительная работа на уроке, направленная на выяснение роли пейзажа в лермонтовском произведении, в ходе которой я подвела учащихся к выводу, что пейзаж в романе выполняет несколько функций: используется при описании места действия, для лирической передачи оценки жизненных явлений, для характеристики героев, их душевного настроения. Эти функции указывают на реалистическую природу романа и подтверждают мнение многих исследователей о географической точности пейзажных зарисовок в произведении: “Под нами лежала Койшаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние тесницы от тёплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую; солнце чуть показалось из-за тёмно-синей горы, которую только привычный глаз мог бы различить от грозовой тучи…”

В этом описании всё точно и конкретно: сравнение рек с двумя серебряными нитями показывает широкую перспективу долины; сходство тёмно-синей горы с грозовой тучей указывает на весьма характерную черту далёких гор, которые действительно очень похожи на облака или тучи. Эпитет “голубоватый” определяет цвет тумана. Слово “гребни” указывает на конкретный признак горных хребтов, как и определение “покрытые снегами, кустарником”. Таким образом, М.Ю.Лермонтов-реалист использует эпитеты, сравнения и метафоры не для того, чтобы придать речи “пышность”, не ради “оригинальности”, а для того, чтобы сделать образ нагляднее, конкретнее, реальнее. В этом отношении М.Ю.Лермонтова можно назвать преемником А.С.Пушкина, у которого писатель учился точности, ясности, конкретности и образности языка.
Привести в систему знания учащихся и оценить мастерство М.Ю.Лермонтова в изображении природы Кавказа помогла сводная таблица, включающая научное описание Койшаурской долины и художественное — в изображении М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина. Соотнесение научного и художественного описаний природы Кавказа способствовало реализации учебной задачи: раскрыть художественное мастерство М.Ю.Лермонтова-пейзажиста.

Межпредметные связи помогают учащимся использовать знания и умения, приобретённые при изучении других предметов, позволяют применять их при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности. С помощью многосторонних межпредметных связей можно на качественно новом уровне решить задачу привлечения учащихся к художественной литературе.

Стратегия изучения русской литературы предусматривает использование знаний учащихся, полученных при изучении других учебных предметов. Однако наличие связи между предметами — это не только дидактический принцип обучения, но и один из вариантов ответа на вызов, который современное общество адресует учащимся и педагогам. Сегодня резко увеличился объём информации, подлежащей усвоению в период школьного обучения. Особое значение приобретает задача по формированию умений и навыков самостоятельной работы. Использование связей между различными учебными предметами — эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся.

Важно понимать, что процесс использования межпредметных связей не стихийный, а управляемый, регулируемый, результативность которого зависит от условий, создаваемых педагогом. Поэтому моя главная задача заключается в том, чтобы создать эти условия, сделать учащегося своим партнёром в сложном процессе развития, обучения и воспитания. Вовлечение детей в мир литературы посредством межпредметных связей в нашем учреждении стало возможным во многом благодаря хорошему техническому оснащению школы. Учащиеся активно включились в познавательный поиск, причём творческо-поисковая работа одних детей стала стимулом для других. Опыт работы показал: появилась заинтересованность в чтении произведений художественной литературы у тех учащихся, кто раньше ей не интересовался; возрос интерес к предмету; у меня как учителя-предметника появилась возможность давать более качественные знания. Это стало возможным благодаря сочетанию стандартной образовательной программы по предмету с элементами тех знаний, которые уже имелись у учащихся по тому или иному учебному предмету.

В художественных произведениях ярко показана связь человека и природы, человека и истории, а сами тексты — база для использования современных информационных технологий. Поэтому считаю целесообразным применять в педагогической деятельности интеграцию литературы с географией, историей и информатикой.

Литература и география

Не все ребята, став взрослыми, побывают в Антарктиде, Африке и Австралии. Кто-то, возможно, никогда даже не увидит море. Но все дети могут примерить на себя путешествия героев из книг. Поставив себя на место героев, ребята могут задуматься, как бы они повели себя в той или иной ситуации.

Знания, полученные на интегрированных уроках, позволяют развивать у ребят критическое мышление, они с большим удовольствием ищут географические описания в художественном тексте. Видеть в художественной книге географическое пространство — такова, на мой взгляд, главная задача интеграции литературы с географией. Только введя школьника в географическое пространство художественного произведения, можно ожидать от него адекватного отклика на прочитанное. К сожалению, обычна ситуация, когда школьник берёт в руки книгу и не понимает, где развивается действие. И часто использование географических карт подталкивает ребят к изучению и пониманию вопросов, возникающих на уроках.

Принцип работы по составлению литературно-географической карты сводится к тому, что ребята отмечают флажками места нахождения и пути перемещения литературных героев, что способствует появлению познавательного интереса и развитию пространственного воображения. Такой приём можно использовать при изучении “Героя нашего времени” М.Ю.Лермонтова, “Шатра” Н.Гумилёва, мифов Древней Греции и др. Карты, являясь языком, с помощью которого можно легче и точнее рассказать о пространстве, становятся не только накопителями, но и мощными источниками информации.

Литература и история

Художественные произведения на историческую тему были и остаются значительной составной частью содержания образовательного стандарта по литературе. Исторический роман, историческая поэма и т.п. развивают не только эстетическую культуру школьников, но и расширяют их кругозор, повышают познавательный интерес к прошлому, способствуют более глубокому пониманию настоящего, т.е. во многом формируют мировоззрение учащихся. Формирование представлений учащихся об истории и литературе в их взаимосвязи и взаимопроникновении является успешным условием при изучении произведений с исторической тематикой.

Картины и портреты исторических деятелей занимают важное место при изучении художественных произведений, поскольку дают наиболее целостное, конкретное и красочное представление об изучаемом историческом явлении, событии, герое. Считаю целесообразным использовать на уроках такой вид работы, как создание портретной галереи. Например, при изучении повести “Капитанская дочка” необходимо отметить, что А.С.Пушкин обращается к событиям крестьянского восстания 1773—1774 годов во главе с Е.Пугачёвым. Приступая к анализу произведения, в первую очередь необходимо познакомить учащихся с личностью Е.Пугачёва и исторической основой произведения. Для этого предлагаю использовать портрет Е.Пугачёва в исполнении художника С.М.Прокудина-Горского, который выполняет не только изобразительную, но и оценочную функцию. Составление таблицы помогает сопоставить реальную личность Е.Пугачёва и его художественный образ в повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

Литература и информатика

В последние годы в школе происходят изменения, связанные с введением в образовательный процесс компьютерных технологий. Педагогам приходится обновлять систему преподавания, используя современные формы работы. Ребят больше привлекают компьютерные игры, видеофильмы, интернет. Поэтому считаю важным знакомить ребят с художественными произведениями с точки зрения информатики, т.е. используя интернет-ресурсы и компьютерные технологии. Одним из интересных видов работы является создание видеороликов (буктрейлеров) по прочитанным книгам.

Буктрейлер — это новый жанр рекламно-иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные интернет-технологии. Основная задача мини-фильма — представить книгу читателю и заинтересовать его. Создание буктрейлера целесообразно на уроке внеклассного чтения при изучении документальной хроники Д.Гранина и А.Адамовича “Блокадная книга”.

В основу буктрейлера может быть положено любое произведение. Самая сложная часть работы — это написание сюжета видеоролика. Для этого нужно выделить в книге самые захватывающие и интересные моменты, подобрать название, соответствующее теме ролика, написать комментарии, предваряющие картинки. Собрать материал позволяют знания и умения, полученные на уроках информатики. Большинство буктрейлеров выкладывается на популярные видеохостинги.

Для анализа влияния межпредметных связей на повышение интереса учащихся к чтению художественной литературы была создана контрольная группа учащихся 6—9 классов в количестве 20 человек. По читательским формулярам школьной библиотеки отследила динамику повышения читательской активности за 3 учебных года. С радостью констатировала, что учащиеся стали больше читать не только тексты из школьной программы, но и тексты, выбор которых мотивирован личным интересом. Кроме того, применение межпредметных связей успешно отразилось на результативности участия учащихся в различных литературных конкурсах и научно-практических конференциях.

Межпредметные связи позволяют сделать акцент на нетрадиционных формах проведения урока: урок-защита проекта, урок-память, урок-путешествие и т.д. Практика их проведения показала, что дух состязательности активизирует восприятие учебного материала, развивает эрудицию и помогает накопить творческий опыт. Правильно утверждал А.Дистервег: “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь”.

Юлия БОЯРОВСКАЯ,
учитель русского языка и литературы средней школы № 20 Барановичей.