Онлайн­-знакомство с романом “Война и мир”

Опыт создания модуля для единого информационно-образовательного ресурса

Будет ли дистанционное обучение вводиться в учреждения образования? Пока этот вопрос остается открытым. Но уже ведется активная работа по созданию учебных материалов (модулей) для учебно-методического обеспечения образовательного процесса на уровне общего среднего образования по всем учебным предметам, в том числе и по предмету “Русская литература”.

В сентябре 2020 года учителя русского языка и литературы города Светлогорска приняли участие в республиканском проекте по разработке учебных материалов (модулей). Всего было разработано 10 модулей: девять по теме “Л.Н.Толстой. Роман-эпопея “Война и мир” и один модуль по теме “Оноре де Бальзак. Очерк жизни и творчества. Повесть “Гобсек”.

Конечно, каждый учитель, задействованный в проекте, понимал уровень ответственности в организации методической поддержки для обучения тех, кто временно не может посещать учреждение образования либо нуждается в дополнительном разъяснении материала при выполнении домашних заданий по русской литературе для 10 класса.

На протяжении тридцати лет работы в школе я активно использую информационно-коммуникационные технологии как при проведении учебных занятий, так и для организации самостоятельной работы учащихся. В условиях сложившейся эпидемической ситуации это стало хорошим подспорьем в организации дистанционной работы.

Мне предложили тему “Знакомство с героями романа “Война и мир” и временные рамки — не более 17 минут. Обязательное условие — ссылка на учебное пособие, на основании которого разрабатывался данный модуль. В своем модуле я должна была ориентировать учащихся на результаты изучения заданной в модуле темы. То есть в нем я перечислила знания и умения, предусмотренные учебной программой, которые должны быть освоены учащимися в ходе изучения темы.

Самым сложным было уложиться в 17 минут, учитывая объем учебного материала. Помогли разработанные методистами АПО, в частности Т.Ф.Чехловой, рекомендации по созданию учебных модулей и консультации методиста ГОИРО В.В.Анисиенко, которые определили мой фронт работы.

Мной был создан видеоролик с объяснением нового учебного материала по теме.

В ходе работы я постаралась связать мой модуль с предыдущим — “Роман-эпопея Л.Н.Толстого “Война и мир”, в котором учитель средней школы № 12 рассказывал о жанровом своеобразии произведения и поднимал вопросы по теории литературы. Далее были представлены три семейных “клана”: Ростовы, Болконские, Курагины.

Важно было донести до учащихся, что Л.Толстой вовсе не пытался изобразить в своем романе идеальных героев: он хотел сделать их как можно более живыми и правдоподобными. Поэтому я предложила выделить общие критерии, определяющие, по мнению Л.Толстого, характер героя.

Использованные видеофрагменты и иллюстрации должны помочь учащимся более точно представить события, описываемые в романе. Это и начало романа, где автор вводит нас в высшее петербургское общество и мы оказываемся на вечере в салоне у Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы, и вместе с Л.Толстым наблюдаем за героями. Это и знакомство с представителями семейных “кланов”, в ходе которого убеждаемся, что Л.Толстому не нравится никто из семейства Курагиных, он даже не называет их семь­ей. И, наоборот, семьи Болконских и Ростовых описаны автором в романе с несомненной симпатией.

Работая над учебным материалом, я старалась убедить своих оппонентов в лице старшеклассников в том, что, проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских и Ростовых благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей. Л.Толстой, описывая общие черты и различия в традициях, семейном укладе, в воспитании детей, говорит, что в основе семейных отношений должны лежать не только родственные, но и духовные узы. Подготовленный тест из 10 вопросов позволяет проверить усвоенный учащимися учебный материал.

Конечно, создавая модули, мы, учителя, понимали, что этот информационно-образовательный ресурс не станет заменой реальному учебному процессу в учебном учреждении, потому что ничто не заменит живого общения ученика и учителя, а также работы с текстом художественного произведения. Все-таки это методическая поддержка для дистанционного обучения тех, кто временно не может посещать учреждение образования. Но данный модуль может быть использован при объяснении учебного материала на уроке для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Я считаю, что возможности этого образовательного ресурса огромны в освоении содержания определенной темы учебной программы. Самое главное — педагог должен быть готов к овладению новыми технологиями и максимально использовать данный инструмент для обучения и аттестации учащихся.

Наталья ФРОЛОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы № 4 Светлогорска.