Активные приемы обучения на уроках русского языка: актуальность, интеллект, мыследеятельность, общение

Процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками, целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Как же сделать так, чтобы увлечь каждого ученика в процесс познания великого и могучего русского языка?

В первую очередь, при организации работы на уроке обращаю внимание на те приемы и методы, при которых учащиеся сопоставляют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, переживают состояние успеха и, соответственно, мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные приемы обучения. Хочу еще раз обратить внимание читателей на тот факт, что при использовании таких приемов обучения формируется  познавательная активность учащихся, повышается интерес к знаниям и индивидуальная ответственность за результаты своего труда.

Начиная с уроков обучения грамоте в “Прописях”, ребята знакомятся с основами русской грамоты: различают звуки и буквы, гласные и согласные, дают характеристику звуку, учатся ставить в словах ударение, делить слова на слоги. С каждым классом материал учебника расширяется и усложняется. Организуя работу на уроке, учу детей взаимодействию и сотрудничеству.

ЗАДАНИЕ 1. Набор картинок.

а) каждый участник группы из предложенных картинок выбирает себе одну и называет все гласные звуки в слове. Если группа справилась — сигнализирует.

б) поставить в слове ударение. По цепочке произносят выбранное слово, выделяя голосом ударный слог. Участники всех групп внимательно слушают друг друга.

ЗАДАНИЕ 2. По группам распределить картинки: 1 — выбирает слова с ударением на первом слоге, 2 — на втором,
3 — картинки, где ударный третий слог.

Кролик Кубики Кукла Мяч Тигр Кот (котик, котенок) Мишка Мышь (мышка) Бык Юла Жираф Хомяк Машина Лягушка Медведь Мышонок Бычок   Бегемот Самолёт Вертолёт Черепаха Чебурашка

Справочно: можно обратить внимание, что буква ё всегда под ударением, а если в слове один слог, то он всегда ударный. Работа над постановкой ударения в словах необходима для усвоения темы “Безударные гласные в корне слова”.

ЗАДАНИЕ 3. Проверяемые и проверочные слова. Словарные слова.

Для выполнения этого задания ребятам необходимо выделить ударные гласные в однокоренных словах и совместно с учителем сделать вывод о правописании данной орфограммы.

ЗАДАНИЕ 4. Сложные слова.

Этой теме отводится фрагмент урока в 3 классе при  изучении темы “Корень слова”.

Как образуются сложные слова? Какие гласные могут выступать в роли соединительной?   Два ученика надевают “короны” с буквами О и Е, в группах участники должны объединиться в пары, согласно частям выбранных слов, и подойти к той гласной, которая будет в их слове соединительной.

Ледокол                  Утконос  
Самовар                  Белобока  
Самоход                 Снегоход  
Самосвал                Снегоход  
Рыболов                 Хлебороб  
Водопад                 Мясорубка  
Следопыт               Флагоносец  
Водолаз                 Луноход  
Птицефабрика       Телеведущий  
Пылесос                  Кашевар  

ЗАДАНИЕ 5. Работа с предложением. Задания могут быть самые разные: разбить предложение на слова, составить схему предложения, выписать только гласные в слабой позиции (указать, какие звуки слышим), вставить орфограммы и объяснить свой выбор.

В завершение работы над темой можно предложить составить синквейн.

СИНКВЕЙН

Такие активные приемы, как грамматические сказки и рассказы, стихи-запоминалки и др., оживляют урок, делают ярче и открывают огромные возможности для творчества, ребята чувствуют себя более раскрепощенно, не остается ни одного равнодушного ученика, каждый старается поучаствовать в работе. Применяя активные приемы и методы в образовательном процессе, я пришла к выводу, что это обеспечивает становление и развитие у учащихся так называемых  универсальных навыков:

  • многие ученики научились работать в группе;
  • научились  графически оформить текстовый материал;
  • появилось положительное отношение к заданиям творческого характера;
  • при выполнении творческих работ учащиеся овладели умениями распределить информацию по степени новизны и значимости, обобщать полученные знания.

На протяжении трех  лет изучения рус­ского языка  учащиеся моего класса заметно повысили уровень обученности, активно участвуют в различных творческих, интеллектуальных, предметных  конкурсах по русскому языку и литературе “Журавлик”,  в образовательном проекте “Онлайн-турниры для школьников”, в реализации сетевого проекта “Внедрение методики формиро­вания читательской компетентности учащихся в процессе сетевого взаимо­действия”.

Таким образом, использование активных приемов и методов обучения на уроках русского языка позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, способствует формированию ключевых компетентностей у учащихся.

Наталья ЯБЛОНСКАЯ,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии № 1 Воложина.