Овладеть словом

В современной школе одной из главных задач обучения школьников русскому языку является формирование орфографической грамотности, которая составляет основу языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

У чителей начальных классов всегда волнует, как повысить орфографическую грамотность учащихся, как облегчить учащимся запоминание слов с непроверяемыми написаниями, традиционно именуемыми в школьной практике словарными, следовательно, как организовать работу со словарными словами на уроках русского языка, чтобы сформировать у учащихся навык грамотного письма.

Планомерная и систематически организованная словарная работа на уроках русского языка на протяжении всех лет обучения в начальной школе способствует решению важной педагогической проблемы — повышению орфографической грамотности учащихся.

Роль словарно-орфографической работы огромна, потому что это неотъемлемая часть каждого урока, одно из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию речи учащихся. Овладеть словом — значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала и служит средством нравственного воспитания учащихся.

В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, имея в виду следующие условия, обеспечивающие эффективность этой работы:

· активизация умственной деятельности учащихся и их памяти;

· обучающий характер учебной деятельности;

· регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Обучение непроверяемым написаниям должно проводиться на дидактическом материале, включающем в себя наиболее употребительные слова. Их следует отбирать из учебников, используемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников.

Общеизвестно, что успех в решении учебных задач на уроках русского языка определяется интересом к предмету. Увлекательное содержание задания облегчает его выполнение, повышает качество работы, вследствие чего знания усваиваются прочнее. Поэтому основой орфографических навыков при изучении словарных слов считаю активную работу педагога и учащихся.

Обучение строю на основе общих дидактических принципов. При этом реализация дидактических принципов на уроках русского языка осуществляется с учетом содержания предмета и психологических особенностей его усвоения детьми.

При введении нового слова я придерживаюсь следующего порядка работы:

· осознание лексического значения слова (с помощью картинки, ребуса, загадки, устного выделения из предложения);

· звуковой анализ слова (произносим, выделяем слоги, ставим ударение);

· формирование зрительного образа (демонстрирую правильное начертание слова на доске, в карточке с выделением букв, написание которых необходимо запомнить, зажигание “огонька” над выделенной буквой);

· орфографическое чтение;

· установление разницы в произношении и написании;

· решение орфографической задачи (можно ли проверить написание слова);

· запись слова в словарик (постановка ударения, подчеркивание орфограммы, зажигание “огонька”);

· определение лексического значения однокоренных слов — составляем словосочетания, предложения (приложение 1*).

Для предупреждения возможных ошибок обращаю внимание на схожее написание однокоренных слов. Знакомство с новым словом стараюсь обыграть, так как я считаю, что успешному запоминанию слова способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен запомнить то, что ему надо запомнить;

2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

3) яркость восприятия: лучше запоминается всё яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

4) образность: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Чтобы сформировать у учащихся орфографическую зоркость, работу со словарными словами включаю в каждый урок как отдельный этап учебного занятия (5—8 минут) или в качестве дополнительного компонента, входящего в другие виды деятельности. Работу по усвоению слов с непроверяемыми написаниями сочетаю с грамматическими заданиями (подбором однокоренных слов, разбором слов по составу, определением частей речи, рода имен существительных и т.п.). Эти слова включаю в содержание различных упражнений и заданий, выполняемых в течение урока (приложение 2).

В обучении письму непроверяемых слов я применяю следующие методы и приемы:

· фонетический разбор;

· зрительный диктант. Показываю рисунок предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают его в тетрадь. Для разнообразия иногда просто помещаю рисунки на доску. Объявляю игру “Молчанка”, и ребята молча записывают слова. Данный вид диктанта часто сочетаю с работой в парах. Эта форма позволяет детям выступать в роли учителя при проверке работы соседа по парте. Кроме того, учащиеся получают возможность несколько раз прочитать слова, уточняя при необходимости их написание по словарю или сверяя с образцом, записанным на доске (приложение 3). Также использую индивидуальные карточки-картинки (приложение 4);

· списывание с различными заданиями. Выполнив задание, дети проверяют слова по словарю, выделяют орфограммы цветом, подчеркивают их в тетрадях и зажигают “огоньки” (приложение 5);

· слуховые диктанты. Я думаю, что это самый распространенный и часто применяемый прием. Ученики записывают слова, которые диктует учитель. Этот прием занимает меньше времени, а проводить проверку может учитель и сами ученики;

· составление словосочетаний, предложений. Используя этот прием, я не только повторяю и закрепляю с учениками словарное слово, но и, что очень важно, на каждом уроке русского языка провожу работу по развитию речи;

· включение словарных слов в сочинения, устные рассказы. Ученикам очень нравится игра “Устами младенца”. Проходит она так: ученик смотрит на картинку, на которой изображен предмет, и начинает его описывать. Например: это овощ, он красного цвета, круглой формы, но может быть и овальной, из него делают салат, его можно консервировать, солить, он очень полезный (приложение 6);

· написание сочинений. Предлагаю составить рассказ, используя картинки, словарные слова, записанные на доске и записать его (приложение 7);

· включение трудных слов в словесные игры. Особенно детям нравится игра, которую я назвала “Магазин”. На витрине находятся предметы, обозначающие словарные слова. Покупатель напевает песенку:

“Я еду, еду, еду предметы покупать,

И тот, что мне понравится, конечно, буду брать.

Здравствуйте! Я хочу купить (называет предмет)”.

Продавец называет цену. Это могут быть различные задания. Например: раздели название этого предмета на слоги, составь с ним предложение, назови гласные звуки и буквы, которые есть в его названии, согласные звуки, раздели для переноса, определи часть речи, род, число и т.д;

· кроссворды, ребусы. Эту работу чаще всего даю детям на факультативах, стимулирующих занятиях, т.к. задание на сообразительность требует больше времени, чем может позволить урок (приложение 8);

· стихи со словарными словами. Сначала читаю стихотворение детям сама, затем хором повторяем его 1—2 раза, выделяем словарные слова. После чего акцентирую внимание детей на ту безударную гласную, написание которой надо запомнить. Затем учащиеся записывают слова в тетрадь (приложение 9). Простота, легкость, занимательность в усвоении таких стихов позволяют мне ввести в лексикон учеников не только слова с непроверяемыми написаниями, но и способствуют развитию памяти;

· отгадывание загадок. Ребята отгадывают загадку, а отгадку записывают в тетрадь. У детей развивается мышление, и они лучше запоминают словарное слово (приложение 10);

· работа с пословицами, поговорками, фразеологизмами, в состав которых входят словарные слова. Применяю этот вид работы не только на уроке русского языка, но и на уроках литературного чтения (приложение 11);

· работа с отрывками из художественных произведений. Ученики находят в тексте словарные слова, повторяют их написание;

· выборочный диктант. Читаю вслух текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми орфограммами. Учащиеся, прослушав предложение, выписывают их в тетрадь. Обязательно провожу проверку. Это может быть самопроверка по словарю или взаимопроверка в парах;

· “ромашка”. Слова с пропущенными орфограммами, записанные на карточках, распределяю на лепестках цветка с обозначением непроверяемых орфограмм. Эту работу провожу фронтально или индивидуально с теми учащимися, которые допускают наибольшее количество ошибок в словарных словах. В результате слабоуспевающие ученики запоминают написание непроверяемых слов;

· перфокарты. Предлагаю детям вставить в слова пропущенные буквы и проверить их написание с помощью ключа. Это упражнение способствует не только формированию орфографической зоркости, но и развитию навыка самоконтроля;

· подбор однокоренных слов, являющихся другими частями речи. Предлагаю детям, например, от существительного “праздник” образовать прилагательное или глагол и записать его в тетрадь;

· письменный пересказ текста с использованием словарных слов. Предлагаю учащимся в письменной форме кратко передать содержание текста, используя при этом записанные на доске слова с непроверяемыми написаниями;

· вариант домашнего задания.

1. Запиши любое словарное слово. Обозначь орфограмму.

2. Сделай рисунок или подбери картинку.

3. Найди значение слова (толковый словарь).

4. Подбери и запиши однокоренные слова.

5. Подбери пословицу, поговорку или загадку.

6. Сочини стихотворение с этим словом.

7. Составь предложение (небольшой рассказ), используя это слово и другие словарные слова;

· “а ну-ка, вспомни!” — на доске записана группа словарных слов. Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю) и даю время для их написания. Задача — вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка);

· индивидуальные словарики организуют работу школьника со словом — классную и домашнюю. Наш словарик выступает на уроках русского языка как справочник, к которому можно обратиться;

· метод графических изображений. На уроках или в виде творческого домашнего задания дети работают над созданием схематичных рисунков на месте пропусков, которые ассоциируются с образом данного слова. Эта картинка хорошо запоминается и легко вспоминается, когда нужно (приложение 12).

Такой подход к работе со словарными словами соответствует моему педагогическому кредо: “Если не творчески, то зачем?”

Используя различные формы, методы и приемы, направленные на усвоение слов с непроверяемыми написаниями, я заметила положительную динамику качества знаний учащихся. Если результаты в первом полугодии по усвоению написания словарных слов были, по моему мнению, невысокими, то последующие проверочные работы и контрольные словарные диктанты показали рост грамотности учащихся: количество безошибочных работ к концу учебного года значительно увеличилось (приложение 13).

Я убедилась, что систематическая словарная работа на уроках русского языка, а также во внеклассной деятельности способствует обогащению словарного запаса учащихся, активизации их деятельности на уроках. Ученики смело берутся за выполнение заданий со словарными словами.

При постоянном использовании указанных выше методов и приемов словарной работы, видов работ со словом у учеников не только заметно повышается орфографическая грамотность, но и развиваются речь, мышление, память.

Конечно, не всё еще получается, как хотелось бы. Но я вижу, что есть определенные успехи у моих учеников: уменьшилось количество ошибок в словарных словах, а большинство пишет их вообще без ошибок. У многих ребят возникла потребность общаться со словарями, справочными материалами. Этап урока, где проводится работа со словарными словами, моим ученикам нравится больше всего.

Всё это приводит к выводу, что предложенная работа над словарными словами привлекательна, интересна и полезна младшим школьникам.

Ирина ЮРЬЕВА,
учитель начальных классов высшей категории средней школы № 1 Хотимска.