Всё дело в шляпе,

или Эффективные приёмы и методы работы по развитию творческих способностей учащихся на уроках русской литературы

Главная задача образования — не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления обучающихся, формирование у них умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоутверждения и самореализации творческих способностей. Задача моя как педагога — обучить учащихся способам решения конкретных профессиональных проблем.

“Метод шести шляп” — один из самых действенных приёмов организации мышления. Это групповая работа, особенность которой состоит в том, что она предполагает личностный подход: проблема одна, но путей решения несколько. А каждый учащийся понимает, что есть возможность выбора. Это способствует развитию у детей гибкости ума, активности, креативности, самостоятельности.

Каждой группе условно предлагается “примерить” шляпу определённого цвета.

“Надевая” белую шляпу, учащиеся знают, что их внимание должно быть ориентировано на получение информации. В этом режиме мышления их интересуют только факты. На уроке в 5 классе “Проблема выбора (по сказке-были М.Пришвина “Кладовая солнца”)” ребятам предлагаю “примерить” шляпу белого цвета и со­брать информацию по тексту о ссоре Насти и Митраши, когда они стоят перед выбором тропы.

В режиме красной шляпы учащиеся рассказывают о ­чув­­ствах героев и отвечают на вопросы: какой отклик в их душе оставили чувства и поступки Насти и Митраши? Всплеск ­эмоций вызывает вопросы: почему поссорились герои Пришвина? Что переживают Настя и Митраша и что переживаю я?

Чёрная шляпа позволяет дать критическую оценку поступкам героев. Данная группа собирает необходимую информацию о том, кто прав: Настя или Митраша, доказывая свои выводы текстом.

Пытаются найти положительное в этой ссоре ребята из группы “Жёлтая шляпа”, отвечая на вопросы:

— Какие аргументы приводит Настя, доказывая правоту своего решения?

— Какой наказ пытается исполнить Митраша?

— Какие уроки извлекут ребята из этой ссоры?

Сделать вывод “помогает” зелёная шляпа. Ребята рассказывают о том, почему интересно было читать это произведение, какой урок они извлекли для себя.

В старших классах это может быть ещё и шляпа творчества: когда у учащихся есть желание высказать своё мнение в сочинении, в том числе и в стихотворной форме.

“Надевая” синюю шляпу, ребята сами оценивают свою работу, заполняя оценочный лист. Старшеклассники могут в процессе работы групп “Чёрная шляпа” и “Жёлтая шляпа” сразу давать оценку их высказываниям, вынося свой вердикт. Учитель только корректирует работу групп. Темы для таких уроков выбираю проблемные:

6 класс — “Хочу ли я жить в имении Покровское Троекурова?” (А.С.Пушкин, “Дубровский”);

9 класс — “Герой не моего романа” (А.C.Грибоедов, “Горе от ума”);

11 класс — “Загадка Омара Хайяма” (внеклассное мероприятие).

Стремлюсь вызвать интерес к чтению, к занятиям, всем ходом уроков русского языка и литературы развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные формы работы.

Считаю, что такой вид творческой деятельности учащихся, как сочинение, является эффективным для развития именно творческих способностей. Часто на уроке предлагаю написать сочинение-эссе. Этот небольшой текст звучит как личностная оценка учащимся темы урока. Темы разные, но обязательно проблемные:

— “Базаров — “угол” или “овал”?”

— “Что значит вытравливать из себя раба?”

— “Образ Луки: “святой” или “лукавый”?”.

Смысл таких небольших текстов заключается в том, чтобы научить детей высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию, учиться пользоваться письменной ­речью.

Ребята, как правило, имеют свою точку зрения, но в силу возрастных, психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, а остальным не хватает времени сосредоточиться. Тут и приходит на помощь эссе.

Для учителя это возможность получить обратную связь. Поэтому предлагаю учащимся всегда 2 пункта:

1) написать, что они узнали по теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Однако сочинение может быть не только в форме эссе, но и в более знакомой современным школьникам,
а именно: отзыв на сайте, статья в блоге, заметка в группе “ВКонтакте”.

Письменная рефлексия позволяет учащимся остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу. На уроках я использую следующие приёмы:

— “Напиши письмо”: 6 класс — В.Распутин. “Уроки французского” (письмо мальчика Лидии Михайловне); 8 класс — Б.Васильев. “А зори здесь тихие…” (письмо от имени одной из девушек-зенитчиц или Ф.Васкова); 10 класс — Ф.Достоевский. “Преступление и наказание” (письмо от лица Раскольникова) и т.д.;

— “Составление телеграммы”: учит излагать информацию о прочитанном в сжатом, лаконичном виде. Например, телеграмма Маргариты с бала Сатаны: “Нахожусь на балу у Сатаны. Кругом одни грешники. Ужасно болит колено.
Но я королева!”;

— “Письмо по кругу”: учащиеся не только размышляют на заданную тему, но и должны согласовать своё мнение с членами группы. Каждый из группы записывает несколько предложений, затем передаёт тетрадь соседу, который должен продолжить его размы­шления. Тетради передаются до тех пор, пока каждая не вернётся к своему хозяину;

— “Нарисуй счастье”: этот приём даёт возможность выразить внутренний мир ­ге­роя через зрительный образ. Можно пред­ложить ребятам нарисовать добро, зло, месть. В 10 классе, после изучения романа “Преступление и наказание”, можно дать задание нарисовать совесть.

Очень схож с синквейном приём “Диаманта” — это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением.

2-я и 6-я — по 2 прилагательных;

3-я и 5-я — по 3 глагола;

4-я — общее у героев.

Например,

Ленский

Романтичный, влюблённый.

Сочиняет, любит, ревнует.

От делать нечего друзья.

Скучает, играет, ищет.

Эгоистичный, разочарованный.

Онегин.

Можно предложить сравнить таким образом Гринёва и Швабрина (А.С.Пушкин. “Капитанская дочка”, 7 класс), Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича (“Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, Н.В.Гоголь, 8 класс) и др.

На уроках литературы практикую использование таких заданий, как сравнительный анализ произведения и его ­экранизации. Это всегда вызывает неподдельный интерес, а обсуждение зачастую перерастает в дискуссию.

Для популяризации родного слова, открывающего всю гамму человеческих чувств, использую такой вид работы, как составление статей в “Энциклопедию одного слова”, в которой наряду с лексическим значением исследуются этимология слова, его употребление в фольклорных произведениях, творчестве современных авторов, в различных словарях. Начали работу с создания “Энциклопедии слова блин” (исследовательская работа в 2015 году отмечена ­дипломом III степени на районном этапе). Сегодня у нас есть “Энци­клопедия слова счастье”, “Энциклопедия слова род”. Такие задания не только развивают исследовательские ­умения учащихся, но и способствуют их духовному обогащению, помогают познакомить с народными традициями, самобытностью, духовными ориентирами своего народа.

Педагогическая деятельность, направленная на развитие творческого мышления, позволяет создать такие условия, в которых каждый учащийся приобретает позитивный социальный, личностный опыт в соответствии со своими способностями, раскрывается как творческая личность, что в свою очередь становится почвой для духовного роста.

Татьяна ШМЫК,
учитель русского языка и литературы
Бакштовского детского сада — средней школы Ивьевского района.