Чтобы дети умели и любили читать

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Это не только то, чему и посредством чего обучают, воспитывают и развивают, но и то, с помощью чего дети изучают большинство предметов. Учебные успехи во многом зависят от умения читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы. Уверенное владение навыком чтения — одно из основных условий успешности ребенка. Поэтому важно проводить работу по совершенствованию техники чтения, контролировать уровень развития навыка чтения у учащихся.

В силу объективных причин читательские навыки со­временных школьников вызывают тревогу и у педагогов, и у родителей. Данную проблему не решить в одиночку. На учителя начальных классов возлагается большая ответственность. Его задача — сделать все возможное, чтобы дети не просто читали, а любили читать.

В методической копилке педагогов достаточно много методов и приемов формирования и развития у младших школьников навыков беглого, осознанного и выразительного чтения. Однако из всего многообразия учителю необходимо выбрать наиболее эффективные. Я апробировала многие из них и разработала комплекс специальных упражнений.

Навык чтения включает 4 качества (правильность, беглость, сознательность и выразительность), которые взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми качествами навыка чтения.

Беглость — такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Беглость — не самоцель, однако именно она определяет другие качества чтения.
Оптимальное чтение, по словам В.Н.Зайцева, это чтение со скоростью разговорной речи: от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился артикуляционный аппарат человека и именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как выйти на этот уровень? Как помочь детям справиться с трудностями при чтении? Зачас­тую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. Итог — ребенок начинает ненавидеть книги.

Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Один из вариантов повышения качества чтения в начальных классах — целенаправленное управление обучением чтению с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на его основные параметры. Так, для совершенствования навыка чтения использую упражнения на развитие четкости произношения и формирование навыка выразительного чтения. Это помогает вырабатывать внимание к слову и его частям, развивать оперативную память, поле зрения, скорость чтения вслух и “про себя”, умение предугадывать последующий текст.

На первых уроках обучения грамоте дети выучили четверостишие “Давайте разговаривать. // И будем выговаривать // Все правильно и внятно, // Чтобы всем понятно”.

Каждый урок чтения начинаю с речевой разминки: чтения сочетаний тренируемого звука с гласным, проговаривания различных чистоговорок, скороговорок и предложений. Эти упражнения дети выполняют с большим удовольствием.

При подборе скороговорок учитываю возрастные особенности и степень подготовленности класса, выбираю скороговорки со звуками и их сочетаниями, произношения которых вызывает трудности у детей. Предлагаю ребятам читать скороговорки, глубоко вдохнув, задержав дыхание и на выдохе прочитав: “На горе Арарат рвала Варвара виноград”.

Если предлагаю одновременно несколько скороговорок, каждая из них должна быть прочитана с добором воздуха вначале: “Шла Саша по шоссе и сосала сушку”, “Расскажите про покупки. Про какие, про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои!”.

Для отработки чтения сложных сочетаний гласных и согласных использую дидактический материал Алеси Жуковой “Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению”. Особое внимание уделяю работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Упражнения для развития речевого дыхания провожу, начиная с уроков обучения грамоте. Лучше всего делать это в начале занятий. Часть таких упражнений провожу в виде разминки перед чтением или во время физкультминуток на уроке. Упражнения “С горки вниз”, “Задуйте свечу” и “Торт именинника” помогают детям научиться грамотно расходовать воздух при произнесении слова или фразы, дышать во время чтения легко и естественно.

Упражнение “С горки вниз”

Исходное положение: ноги врозь. Подняться на носки, руки вверх, вдох. Присесть, резко опустив руки вниз, выдохнуть: “У-у-у-ух!”.

Упражнение “Задуйте свечу”

Учитель: “Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, а затем медленно выдохните весь воздух, задувая одну большую свечу”.

Упражнение “Торт именинника”

Учитель: “Представьте, что на день рождения вам испекли большой именинный торт. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше свечей, сделав максимальное количество коротких выдохов”.

Упражнение “Тридцать три Егорки”

Учитель: “Сделайте глубокий вдох носом и на выдохе громко считайте до тех пор, пока воздух не закончится: “Как на горке на пригорке // Стоят 33 Егорки (глубокий вдох), // Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…” (до полного выдоха).

Необходимо отметить, что уже через несколько занятий воздуха хватает на большее количество “Егорок”.

Игра-этюд “Воздушный шарик”

Учитель: “Сделайте вдох и на выдохе изобразите, как можно надуть воображаемый воздушный шарик так, чтобы он не лопнул”.

Провожу работу по слоговой таблице и таблице согласных. Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда: “б, к, з, с, т, р, м, н, в, з, р, ш, л, н, х”, “ж, л, п, ф, х, ч, ш, б, р, п, т, с, т, к, л”, “м, н, д, г, м, к, т, ф, т, р, м, г, н, ж, з”.

Помогают выработать внимание к слову игры “Дочитай слово”, “Слог потерялся”, “Угадай, какая буква пропущена”, “Слоговое лото”, “Слово рассыпалось”, “Лишняя буква” (кашма — каша), “Найди слово в слове” (зубр — зуб; зоопарк — парк, поза, коза, роза, пар), “Превращение слов — волшебная цепочка” (зуб — куб — дуб — душ), “Занимательные модели” (з – -, – – з –), анаграммы, кроссворды, шарады, загадки.

Поле зрения хорошо развивают таблицы-пирамиды.

Таблицы Шульте помогают развивать быстроту нахождения объектов в определенном порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие, что важно для скорочтения.

Развитию антиципации способствуют упражнения “Закончи пословицу” (“делу время — …”, “кончил дело — …”), “Соедини части пословиц” (“готовь сани летом…”, “… пока не перепрыгнешь”, “за твоим языком…”, “… телегу зимой”, “не говори “гоп” …”, “… не поспеешь босиком”), “Прочитай загадку, подставив недостающие слова” (“Посмотрите — дом стоит, // До краев водой … (налит). // В этом домике жильцы — // Все умелые … (пловцы)”), “Дополни предложение” (“Смысл жизни — дарить людям … (радость)”; “Жизнь только для себя прожита … (напрасно)”), “Чтение с закладкой” (“(У) мамы розы”, “(На) столе лежит тет­радь”).

Для формирования навыка выразительного чтения включаю в речевые разминки упражнения “Прочитайте с различной интонацией” (“Сегодня мы идем в цирк”, “Сегодня мы идем в цирк!”, “Сегодня мы идем в цирк?”), “Прочитайте так, чтобы можно было получить ответы на вопросы” (“Кто идет в цирк?”, “Когда мы идем в цирк?”, “Мы идем в цирк?”, “Куда мы идем?”).

На уроках литературного чтения для отработки навыка чтения использую упражнения “Игра в прятки” (читаю текст с любого места, называя только страницу, учащиеся должны найти нужные фрагменты текста и подстроиться под мое чтение), “Чтение-спринт” (учащиеся одновременно читают небольшие отрывки текста), “Чтение за диктором” (один учащийся читает вслух, другие стараются читать в том же темпе).

Важное место отвожу чтению детей вслух. Систематически пользуюсь приемами, направленными на формирование осознанного беглого чтения. Так, внедряю элементы технологии В.Н.Зайцева, в частности жужжащее чтение, помогающее ясному и правильному произношению слов и развитию скорости чтения.

Особое внимание уделяю хоровому чтению знакомого и незнакомого текста. При громком чтении детей вслух отрабатываются одинаковый темп, ритм, правильная постановка ударения в словах, логические паузы. Такое чтение использую для чтения всем классом, группами, парами.

Во время чтения про себя учащиеся совершенствуют навыки сознательного, правильного, бег­лого чтения, учатся самостоятельной работе с текстом.

Многократное чтение развивает и совершенствует беглость чтения, умение сознательно и правильно читать вслух и “про себя”, совершенствует механизм памяти.

Индивидуальное чтение показывает, насколько сформирована техника чтения учащихся.

Практикую поочередное чтение текста учителем и учащимися. Так, читаю 2—3 слова, а дети продолжают.

Чтение по ролям позволяет работать над дикцией, интонацией голоса, выразительностью. Чтение цепочкой формирует ритм и темп чтения. Чтение в парах развивает внимание, беглость, взаимопонимание между учащимися.

Проводимая работа показала, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса. Когда дети стали с интересом читать, появились беглость и осмысленность чтения, заметно повысилась успеваемость по русскому языку и математике.

Самое главное — не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизации, до уровня навыка, то не должны проводить длинные по времени упражнения. Упражнения следует проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Смена видов и приемов чтения сохраняет у учащихся интерес к тексту, а игровые задания задают эмоциональный тон уроку и активизируют желание ребят читать.

Очень важна помощь родителей при обучении детей. Поэтому на родительских собраниях стараюсь убедить мам и пап в том, что чтение должно войти в ежедневную привычку ребенка. При этом, особенно на первых этапах грамотного чтения, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Хорошо, когда родители проявляют живой интерес к содержанию рассказа, отрывка и т.д. Призываю мам и пап быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребенку.

Хорошо помогают в этом вопросе открытые уроки. Многие родители благодарят за практические занятия и нередко признаются в своем неверном подходе, неправильных требованиях к ребенку.

В своей работе не создаю ничего принципиально нового. Из десятков существующих форм и методов выбираю наиболее приемлемые для меня. Ведь любая, даже самая совершенная, методика наполняется новым содержанием благодаря личности педагога.

Оксана ЛУГОВСКАЯ,
учитель начальных классов Матиевичской базовой школы Жабинковского района.