Запоминаем словарные слова

Русский язык — наука очень сложная, но интересная. Чтобы добиться грамотности, нужно выучить огромное количество правил и исключений. Одна из трудных тем орфографии — изучение слов с непроверяемыми написаниями. Казалось бы, выучить правописание слов с непроверяемыми орфограммами несложно, ведь применять какие-либо правила не надо. Но учащиеся всегда допускали большое количество ошибок в этих словах, что вызывало тревогу не только у меня, но и у родителей.

Необходимость запоминания большого количества словарных слов привела к тому, что я стала прибегать к маленьким хитростям. На помощь пришли “запоминалки”, с использованием которых приобретение новых знаний перестало быть сложным и скучным процессом, превратившись в веселое и интересное путешествие по огромному и неисследованному миру. В этом мне помогли мнемотехника и эйдетика. Их суть заключается в том, чтобы трудное (словарное) слово превратить в легкое и навсегда запомнить его написание с помощью придуманных ассоциаций. Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить многим учащимся сложно. Если такое слово зазубрить, то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно легкого запоминания слова его следует наполнить содержанием — чем-то, что связано с яркими зрительными и звуковыми образами, сильными ощущениями. Неслучайно появилось выражение “узелок на память”: посмотришь на такой узелок — вспомнишь, что нужно. Такие узелки на память помогают выбрать правильное написание.

Эйдетика и мнемотехника представляют собой систему методов и приемов, позволяющую запоминать информацию различными способами. Максимальный эффект достигается в том случае, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся. В работе со словарными словами применяю метод зрительных (графических) ассоциаций, в основе которого лежат приемы, направленные на запоминание орфографического облика слов, когда в центре внимания — написание слова; метод звуковых (фонетических) ассоциаций, которому соответствуют приемы, направленные в большей мере на развитие речи учащихся, когда в центре внимания — значение слова; комбинированный метод, объединяющий приемы, направленные и на запоминание написания, и на развитие речи.

Суть приема “Фонетические ассоциации” заключается в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Этот прием может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ: “береза — белая береза”, “капуста — дождик поливает капусту: кап, кап”, “пенал — пенал моют пеной”, “ребята — ребята решают ребус”, “суббота — в субботу два брата Борис и Богдан идут в гости”, “чувство — уважай чужие чувства”.

Суть приема “Графические ассоциации” заключается в том, чтобы увидеть сходство формы буквы и предмета.

Прием “Пароль отзыв” предусматривает поиск одного слова в другом: “завтрак — завтрак любит рак”, “костюм — Костю увидели в новом костюме”, “ракета — в ракете рак”, “сверкает — в новом платье сверкает Верка”, “соловей — соловей поет соло”.

Суть приема “К истокам слова” заключается в разъяснении лексического смысла слова и углублении в его этимологию: “погода — погоду наблюдают по годам”, “спасибо — значит спаси (спас) тебя Бог!”, “библиотека — библия”, “сегодня — сего дня (при Петре I)”.

Прием “Зовем на помощь другой язык” предусматривает поиск слов-заменителей из другого языка: “морковь — морква (белорусское слово)”, “метро — метро (французское слово)”.

Прием “Найди проверочное слово”: “ботинки — боты; воскресенье — воскрес; золотой — золото, позолоченный”. Довольно интересным является прием “Составление ребусов”.

Для прочного запоминания правописаний словарных слов использую различные игры. Так, во время игры “На что похожа буква” нужно установить графическую связь между словом и образом: буква о в слове восток ассоциируется с кругом, солнцем. Во время игры “Дорисуй букву” для каждой буквы создается образ. Во время игры “Собери слово” необходимо из слогов собрать слова и назвать их: ку, ка, ни, лы; роз, мо; те, рес, ный, ин; тин, ки, бо; те, биб, ка, лио. Во время игры “Превращения слов” нужно заменить одну букву на другую, чтобы изменилось слово. В игре “Детективное расследование” с помощью рисунка зашифрован фразеологический оборот (пословица, поговорка), содержащий словарное слово. Учащиеся должны разгадать крылатое выражение (например, труслив как заяц).

Для закрепления правописания словарных слов также использую ряд увлекательных приемов и игр. Используя прием “Письмо по памяти”, предлагаю записать учащимся слова, в написании которых есть безударная гласная а, или словарные слова, которые начинаются с каждой буквы слова класс. Суть приема “Родственники” заключается в том, что детям нужно образовать от слов корова, береза и яблоко родственные слова и указать, при помощи чего они образовались.

Прием “Этимологическая викторина” позволяет в игровой форме проверить знания о значении слов. Например: “О происхождении каких слов идет речь? Первое слово значило в древности скакун, прыгун (заяц). Второе слово образовано от слова, означающего способ передвижения прыжками (лягушка)”.

Прием “Аналогии” предупреждает ошибки и развивает логическое мышление: “огурецовощ”; “ребенокребятадети”. Прием “Толковый словарь” предлагает детям по лексическому значению отгадать слово с непроверяемой орфограммой и записать его в тетрадь: “Искусственный водоем для купания (бассейн)”.

Во время игры “Кто больше придумает слов из букв” даю учащимся несколько букв и предлагаю составить с ними как можно больше словарных слов. Игра “Найди лишнее слово” помогает научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова: яблоко, яблочный, яблоня, яблочко, яблоки. В игре “Собери слово” необходимо узнать задуманное слово. Например: “Задуманное слово — однокоренное со словом красивый. Приставка — как в слове пошел. Суффикс —   как в слове березка. Окончание — как в слове печка. Ответ: покраска”. В игре “Мультипликаторы” требуется составить связный рассказ из цепочки словарных слов.

Предлагаю сгруппировать слова по тематическому прин­ципу (записать по памяти слова, обозначающие названия птиц: ворона, воробей, сорока, соловей), частям речи и морфологическим признакам (выписать из словаря по 5 существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения).

Использую в работе выборочные диктанты (картинные, слуховые, зрительные). Предлагаю детям карточки-картинки/слова, в которых пропущена непроверяемая буква, либо слова на слух и задания: “Записать в первый столбик слова — названия животных, во второй — названия растений”, “Записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную а (сахар, береза, магазин, воскресенье, космос и т.д.)”, “Выписать из предложений только слова с непроверяемыми написаниями”.

В результате использования перечисленных приемов я заметила положительную динамику в усвоении словарных слов. Эти приемы повышают эффективность изучения слов с непроверяемыми написаниями на 30—50% по сравнению с обучением таким написаниям с помощью традиционных приемов. Хорошо спланированное и систематическое использование вышеизложенных приемов работы над словарными словами формирует прочные навыки грамотного письма учащихся, а также активизирует их мыслительную деятельность и развивает речь. Дети ощущают себя успешными и уверенными, улучшается степень их психологического комфорта на уроках. У учащихся формируется положительная мотивация к изучению русского языка, повышается познавательная активность.

Алла БАРАНОВА,
учительница начальных классов средней школы № 2 Лунинца.