Работаем над словами с непроверяемыми орфограммами

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Формирование умения писать эти слова без ошибок — одна из сложнейших задач, стоящая перед учителем.

Содержание работы с непроверяемыми орфограммами на уроках русского языка обусловливается тем, что вызывает у детей затруднения в овладении тем или другим словом. Предметом особого внимания учителей являются трудные слова, так как в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений, их правописание следует запомнить. Поэтому одним из путей рационализации словарной работы в школе является применение таких приемов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами, которые активизировали бы мыслительную деятельность и память учащихся.

Сегодня под словарной работой понимают изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных, в контексте усвоения учащимися новых слов и значений, оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоения синонимов, антонимов, омонимов, а также в контексте активизации словаря.

Работа над словами с непроверяемыми орфограммами на уроках необходима не только с целью обучения грамотному письму, но и для понимания учащимися лексического значения слов. Реализуя эту задачу, недостаточно, чтобы дети познакомились с грамматическим явлением как таковым. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы учащийся мог их переносить на другие явления языка. При помощи специальных упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. В результате упражнений знания систематизируются и автоматизируются.

Эффективность словарной работы зависит от того, проводится она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, а также насколько целесообразно она построена. В результате выполнения системы упражнений над словом с непроверяемым написанием учащиеся овладевают значениями настолько, что у них вырабатываются навыки и умения быстро и точно применять полученные знания о слове на практике, глубже усваивать лексику, обострять внимание к слову, развивать языковое чутье и языковое мышление.

На каждом уроке русского языка учитель отводит время на работу над словами с непроверяемыми орфограммами. В основу формирования орфографических навыков речи при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена систематически организованная деятельность и активная учебная работа учащихся. Учитель руководит ею, учитывая ряд условий, обеспечивающих эффективность этой работы: активизацию умственной деятельности учащихся и их памяти; обучающий характер учебной деятельности; регулярность в работе над словами с указанными орфограммами.

Работа над словами с непроверяемыми орфограммами включает упражнения на запоминание графического образа, правописание слов и проверку усвоения написания групп слов. Все слова распределяются по тематическим группам (если это возможно), каждая из них изучается на протяжении определенного количества уроков (5—6) в зависимости от количества слов в ней.

Этап первичного восприятия группы слов является наиболее важным, так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу с данными словами бессмысленной. Данный этап включает:

1. Осознание лексического значения слова. Целесообразно использовать отгадывание загадок, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребусов и шифровки, устное выделение из предложения.

2. Звуковой анализ слова. Учитель или учащийся читает вслух с соблюдением орфоэпических норм слова, записанные на доске или специальном плакате. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. После орфоэпического произнесения они сразу могут назвать в этом слове трудное место. Как известно, учащиеся лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Если дети умеют определять трудное место в слове до начала письма, то процесс письма становиться для них более осознанным. После прочтения выделяем слоги, ставим ударение, интонируем все звуки.

3. Запоминание с опорой на зрительный образ. Это может быть запись словарного слова на карточке (с выделенной другим цветом буквой) и доске, обращение к орфографическому словарю.

4. Орфографическое чтение.

5. Установление разницы в произношении и написании.

6. Решение орфографической задачи. Учащиеся находят ответ на вопрос “Можно ли проверить написание слова?”, пробуют подобрать проверочные слова. Например, в слове народ букву а нужно запомнить, а букву д можно проверить.

7. Запись слова, постановка ударения, подчеркивание орфограмм.

Кроме того, на этом этапе можно предложить ребятам стихотворные запоминалки-рифмовки.

Для лучшего понимания и запоминания словарного слова использую этимологические сведения, которые помогают учащимся понять, откуда пришло слово, как оно появилось в языке, почему именно так пишется. Такая работа повышает интерес не только к изучаемому слову, но и к языку в целом, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии.

По мере знакомства слова записываются в индивидуальный словарик в соответствии с изученными группами или по алфавиту. В 3—4 классах каждая группа дополняется новыми словарными словами, образуются дополнительные группы.

На этапе закрепления изученных слов в начале каждого урока в течение одной-двух учебных недель обеспечиваю повторное восприятие изучаемой группы слов. В целях более эффективного и прочного запоминания каждое такое восприятие осуществляется в новых условиях, то есть в процессе решения других задач: фонетических, лексических, речевых и т.д. Таким образом, происходит закрепление слов с непроверяемыми орфограммами.

В первую очередь использую приемы и упражнения, направленные на запоминание слов, поскольку мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер. На доске (плакате, карточке) записываю изучаемую группу слов с пропущенными буквами, требующими запоминания. Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились. Прочитывают каждое из них орфографически и вставляют нужную гласную. Здесь желательно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Полезно записывать их столбиком или лесенкой, чтобы ярче выделялись те части слова, которые пишутся одинаково.

Зрительный диктант также является хорошим тренировочным упражнением и может иметь несколько вариантов: слово записывается на виду у всего класса, дети наблюдают за движением пишущей руки учителя, затем внимательно прочитывают написанное и воспроизводят его в своих тетрадях по памяти (слово на доске стирается); после прочтения написанного слова учащиеся внимательно его рассматривают и пишут в воздухе одним непрерывным движением, после чего слово записывается в тетрадях; дети внимательно рассматривают ранее написанное на доске слово, выделяют содержащиеся в нем орфографические трудности, затем слово стирается, а учащиеся записывают его в тетрадях. Каждый этап упражнения предельно активизирует мыслительную деятельность учащихся, а результативный характер всей работы, выполняемой за короткий промежуток времени, делает ее особенно интересной, способствует активному запоминанию слов с непроверяемыми написаниями, приучает к самопроверке по словарю.

Облегчают запоминание словарных слов и небольшие рассказы с их использованием.

Объект словарной работы — слово, которое является сложной и многогранной единицей языка. Для эффективного усвоения трудных слов необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, произношение и написание). Всё это создает условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход. В результате все виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными можно классифицировать по следующим направлениям: фонетические упражнения, словообразовательные (морфемные) упражнения, морфологические упражнения, синтаксические упражнения, лексические упражнения, включающие наблюдения за синонимами, антонимами, фразеологизмами.

Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить звуковой анализ, что способствует формированию фонематического слуха и речевых навыков. В результате практических упражнений у детей формируются знания о слоге, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных, ударении, ударных и безударных гласных, алфавите.

Большой интерес у учащихся вызывают упражнения над составом слова. Используя их во время словарной работы, закрепляю морфемный состав слова, совершенствую умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляю представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, развиваю умение точно употреблять в письменной речи слова с приставками и суффиксами.

При изучении частей речи применяю разнообразные упражнения, которые помогают объединить отдельные слова в определенные группы, разграничить и определить формы частей речи (склонение, падеж, время, лицо, число), чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

Задача синтаксических упражнений — закрепить знания, которые дети получили по синтаксису, показать школьникам роль языковых единиц в речи, общении между людьми, помочь разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения. Упражняя в анализе словосочетаний и предложений и в конструировании своих предложений, помогаю учащимся грамотно выражать свои мысли.

Значительное место в системе словарно-орфографической работы занимают упражнения лексического характера. Важно, чтобы учащиеся понимали как изучаемое слово, так и однокоренные ему слова, могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. В связи с изучением грамматики провожу лексические упражнения, в которых учащиеся объясняют значения слов, выясняют их многозначность, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними предложения.

Изучение слов с непроверяемыми написаниями позволяет познакомить детей с фразеологизмами. Такое знакомство показывает фразеологическое богатство языка, формирует умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте или своей речи.

В работе по изучению словарных слов использую дидактические игры, которые дети очень любят. Эти игры содействуют глубокому и прочному усвоению словарных слов, развитию смекалки, находчивости и сообразительности. Так, игры “Волшебные яблочки”, “Приведи кораблик в порт”, “Буквенный дождь”, “Отгадай секрет”, “Хвостоглав”, “Шифровка” и “Наборщик” позволяют повторить и проверить за короткое время не только недавно, но и ранее изученные слова (в 3 классе — за 2-й, в 4 классе — за 2-й и 3 классы).

На этапе проверки усвоения правописания группы слов (слов) провожу разные виды диктантов, которые носят как обучающий, так и контролирующий характер при работе над трудными словами, что позволяет получить количественную и качественную оценку уровня грамотности учащихся при написании словарных слов.

Последовательная, гибкая, включающая разнообразные упражнения и приемы работа над словами с непроверяемыми орфограммами, планируемая на каждый урок и на перспективу, позволяет учащимся правильно воспринимать слово в тексте, понимать его со всеми оттенками и особенностями, вводить в активный словарь и употреблять самостоятельно в нужной ситуации.

Наталья ПРОНЧАК,
учитель начальных классов гимназии Ляховичей.