Проблемный диалог на уроках в начальной школе

Современному обществу нужны люди, которые много знают и умеют, способные принимать самостоятельные решения, готовые к самообразованию и сотрудничеству с другими для достижения совместного результата. Формирование творческой личности — одна из главных задач школы, заключающаяся в развитии познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. Наиболее эффективными средствами вовлечения детей в творческий процесс на уроках являются игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах и проблемное обучение.

Основная цель начальной школы — научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объемы информации. В своей работе использую элементы различных педагогических технологий. Особое место среди них отвожу технологии проблемно-диалогического обучения (автор — российский ученый Е.Л.Мельникова), которая помогает развивать творческие способности детей и которую можно использовать на уроках математики, русского языка, курса “Человек и мир” и др.

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, поскольку реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Традиционное обучение обеспечивает репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков. Постановка проблемы сводится к сообщению учителем темы урока. Поиск решения проблемы редуцирован до изложения готового знания, что не гарантирует его понимания большинством класса. Технология проблемно-диалогического обучения дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы учащиеся ставили и решали проблемы. 

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают детям работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы учащиеся осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает детей выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок.

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учащимися. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для детей. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет им сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Урок русского языка по теме
“Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода”

Сообщение темы с мотивирующим приемом

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием “Яркое пятно”), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием “Актуальность”). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Урок русского языка по теме “Дательный падеж”

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учащихся выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя.

Урок математики по теме
“Умножение на двузначное число”

Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование (“открытие”) нового знания учащимися. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без.

Во время проблемно-диалогического обучения развиваются умственные способности учащихся (возникающие затруднения заставляют детей задумываться, искать выход из проблемной ситуации), самостоятельность (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса и проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения) и креативное мышление (самостоятельное применение знаний и способов действий, поиск нестандартных решений).

Людмила ЧИРКУН,
учительница начальных классов гимназии Ганцевич.