Интерактивные методы обучения на уроках русского языка

Современная система образования определяет качество знаний по предмету основным критерием выявления результативности обучения. В свою очередь качество знаний обеспечивает результат обучения: высокий балл успеваемости, победы в олимпиадах и конкурсах, поступление в высшие учебные заведения. Чтобы достичь высоких результатов, педагог должен наблюдать за успеваемостью учащихся, анализировать ее и своевременно корректировать учебные достижения детей.


Как активизировать учащихся, формировать в них чувство ответственности за уровень собственных знаний? Поиск рациональной формы проведения урока русского языка привел к использованию интегральной технологии. Активизируют мышление и интерактивные методы обучения.

Ключевым понятием, определяющим смысл интерактивных методов, является взаимодействие. Оно понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Такой сущностный признак интерактивного взаимодействия, как мыследеятельность, позволяет не транслировать педагогом в сознание учащихся готовые знания, а организовать их самостоятельную познавательную деятельность, самостоятельное выполнение разнообразных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), а также сочетать различные формы организации мыслительной деятельности: индивидуальную, парную и групповую. Именно активизация мыследеятельности должна способствовать повышению качества знаний учащихся.

Анализируя эффективность применения интерактивных методов обучения русскому языку и интегральной технологии преподавания, я разработала модель применения интерактивных методов, позволяющую активизировать мыслительную деятельность учащихся и способствовать повышению их ответственности за уровень знаний. Представляю модель по этапам урока.

I. Организационный этап

Цель этапа: создание благоприятной, конструктивной атмосферы на уроке.

Планируемый результат: включение в деятельность всех учащихся; организация коммуникации участников; создание благоприятной атмосферы на уроке.

Интерактивные методы взаимодействия

Метод “Пожелание”
(Фрагмент урока русского языка “Образование наречий” в 7 классе)

— Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока — “Образование наречий”. Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Работать на уроке мы будем под девизом “Терпение и труд всё перетрут”. Согласитесь, чтобы чего-то добиться, нужно терпеливо трудиться. Повторите шепотом эту мысль и выпишите из нее словосочетание “наречие + глагол”. Повторите друг другу это словосочетание (терпеливо трудиться).

Используя наречия, записанные на доске, дополните предложение 2—3 наречиями, запишите его в тетрадь: “На уроке я буду… трудиться (упорно, результативно, вдумчиво, успешно, активно)”. Обратитесь с пожеланиями (“Желаю тебе… трудиться”) к товарищу по парте. А я пожелаю всем нам трудиться целеустремленно, упорно, результативно!

Метод “Комплимент”
(Фрагмент урока русского языка “Функциональные стили. Стилеобразующие средства языка” в 10 классе)

— Успех нашей работы зависит от совместных усилий всех участников. Давайте поддержим друг друга улыбкой и комплиментом, поднимем настроение, вселим уверенность в то, что у нас всё получится.

(Учащиеся в начале урока сидят по кругу. Затем делятся на группы. Учитель первым делает комплимент учащемуся слева от него — и так далее по часовой стрелке. Последний учащийся говорит комплимент учителю.)

— Спасибо. Каждый из вас нашел в своем товарище самые лучшие качества и черты. С таким доброжелательным настроением и начнем наш урок.

Метод “Заверши фразу”
(Фрагмент урока “Чистота, уместность, выразительность речи, или Что ни слово, то золото” в 5 классе)

— Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня по дороге в гимназию я заметила, что стоит прекрасная осенняя погода. Мне вспомнились строки Пушкина: “Унылая пора! Очей очарованье! // Приятна мне твоя прощальная краса. //Люблю я пышное природы увяданье, // В багрец и золото одетые леса…” А что прекрасное умеете замечать вы? Продолжите фразу: “Я вижу прекрасное в…”. (Высказывания учащихся.)

Я рада, что вы способны видеть прекрасное в окружающем мире. Это обогатит ваш внутренний мир, сделает вашу речь богатой. И с такими прекрасными перспективами начнем наш урок.

Создание благоприятной, конструктивной атмосферы на уроке, установление содержательной коммуникации будет способствовать развитию положительной мотивации учащихся.

II. Ориентировочно-мотивационный этап

Цель этапа: актуализация необходимых для изучения нового материала знаний; формирование познавательного интереса; создание условий для самоопределения учащихся на результативную деятельность.

Планируемый результат: наличие опорных знаний; мотивированность учащихся на конечный результат урока.

Интерактивные методы взаимодействия

Метод “Мозговой штурм”
(Фрагмент урока русского языка “Правописание корней с чередующимися а-о” в 5 классе)

— Уже больше месяца мы путешествуем по увлекательной стране Орфографии. Пополнился багаж наших знаний. На чемодане (нарисован на доске) — наклейки с названиями разных уголков страны, где мы побывали: “Правописание согласных в корне слова”; “Правописание согласных в приставках”; “Буквы з, с на конце приставок”. Но 5 наклеек потерялись. Чтобы путешествовать дальше, нужно восстановить наклейки.

На рабочем листе учащимся дан словарный диктант из 5 строчек по 3 слова с пропущенными буквами на следующие правила: проверяемые безударные гласные в корне слова; о, ё после шипящих в корне слова; о, е после шипящих в суффиксах; правописание гласных в приставках; правописание и, ы после приставок.

После выполнения задания учащиеся проверяют правильность по ключу, ошибки выписывают в графу “Мне нужно повторить” на своем рабочем листе и, работая в парах, определяют правила, на которые были даны слова. Учитель крепит наклейки на чемодан.

Метод “Как решить проблему?”
(Фрагмент урока русского языка “Правописание корней с чередующимися а-о” в 5 классе)

— Мы вспомнили, что безударную гласную в корне слова можно проверить ударением. Но вот я пыталась сделать это с несколькими словами, получилось нечто странное:

под ударением:                 без ударения:

гарь                                         горение   

кланяться                             клониться

зорька                                   озарить

Что же происходит с гласными в корнях этих слов? Как определить их написание?

Метод “Заверши фразу”
(Фрагмент урока “Функциональные стили. Стилеобразующие средства языка” в 10 классе)

После индивидуальной работы над разделом рабочего листа “Стили речи: знаю, умею” учащиеся в течение 1 минуты в группе обсуждают полученные результаты. Затем актуализируют знания с помощью незаконченных предложений: “Стилистика — это…”, “Функциональный стиль — это…”, “Выделяют стили:…” и “Каждый стиль характеризуется следующими признаками:…”.

После того как учащиеся осознают, что имеющихся у них знаний недостаточно для решения проблемы, у них и возникает необходимость в получении новых знаний. Тем самым создаются условия выхода на тему урока и осознания учащимися целей урока.

III. Операционно-познавательный этап

Цель этапа: организация познавательной деятельности учащихся по усвоению новых знаний; создание условий для организации мыследеятельности учащихся.

Планируемый результат: учебная деятельность учащихся; усвоение новых знаний; активная мыслительная деятельность учащихся.

Интерактивные методы организации познавательной деятельности

Метод “Метаплан”
(Фрагмент урока “Функциональные стили. Стилеобразующие средства языка” в 10 классе)

Каждая группа учащихся получает таблицу “Стили речи: признаки стиля”, в которой нужно заполнить пустые графы. После выполнения задания — отчет групп. Затем каждый учащийся получает текст одного из стилей, самостоятельно определяет его стиль. Происходит объединение в новые группы, которые учитель обозначает названиями стилей. Продолжается работа над характеристикой стиля текста. Отчет группы — доказательство стилевой принад­лежности текста.

Метод “Сравнивая, учусь”
(Фрагмент урока “Не с именами прилагательными” в 6 классе)

Перед чтением правила учащимся предлагается вспомнить правила написания не с существительными (учащиеся работают в парах, можно обратиться к учебнику). После этого — самостоятельное знакомство с условиями слитного и раз­дельного написания не с прилагательными. Выявление общих с существительными и характерных только для прилагательных условий написания.

Метод “Опорные знания”
(Фрагмент урока “Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных” в 6 классе)

После изучения правила написания н и нн в суффиксах прилагательных учащимся предлагается расшифровать опорный конспект на доске, дополнить его примерами и переписать в тетрадь.

  1. нн:

1)  сущ. н   + .^. , например:

2)  сущ.  + .^. , .^. , например:

Исключение:

  1. н:

1)  сущ.  + .^. , .^. , .^. , например:

Исключения:

2) в … прилагательных: зеленый, румяный, юный.

Метод “Минута говорения”
(Фрагмент урока “Чистота, уместность, выразительность речи, или Что ни слово, то золото” в 5 классе)

Составление поздравления папе ко дню рождения и произнесение его.

Метод “Мини-исследование”

Активизации мыслительной деятельности способствуют задания исследовательского характера. Например: “Почему в числительном “одиннадцать” пишется две буквы н, а в числительных “двенадцать”, “тринадцать” — одна буква н?”

Такие методы организации познавательной деятельности учащихся способствуют совершенствованию навыков добывания и использования информации, тем самым активизируют мыслительную деятельность и создают условия для повышения продуктивности урока.

IV. Контрольно-коррекционный этап

Цель этапа: установить уровень усвоения нового материала; стимулировать учащихся к повышению качества знаний.

Планируемый результат: выполнение контрольного задания на максимально возможном для учащегося уровне; анализ и коррекция ошибок.

Интерактивные методы, применяемые на контрольно-коррекционном этапе

Метод “Заверши фразу”
(Фрагмент урока “Чистота, уместность, выразительность речи, или Что ни слово, то золото” в 5 классе)

— Завершите фразы: “Правильной называется речь…”, “Логичной называется речь…”, “Чистой называется речь…”, “Выразительной называется речь…”.

Метод “Активная проверка”
(Фрагмент факультативного занятия “Употребление двоеточия и тире” (этап “Орфографическая пятиминутка”) в 9 классе)

Учащиеся пишут словарный диктант из 30 слов на правописание гласных после шипящих и ц и в корнях с чередованием. Самопроверка по схеме: первые 10 слов — а; вторые 10 — ё, третьи 10 — о на месте орфограммы. Затем анализ выполнения, коррекция, самооценка и рефлексия.

Использую и другие виды контрольных заданий в рамках урока: тест, диктант, творческое задание. Но главное на этом этапе не окончательный вердикт учителя учащемуся об уровне его знаний, а возможность для учащегося осознать, что он уже знает и умеет, а что ему нужно еще повторить, выучить, чтобы добиться лучшего результата. Поэтому огромное значение в учебном процессе приобретает рефлексия, имеющая диагностическую и коррекционную функции.

Метод “Ассоциации”
(Фрагмент урока “Правописание корней с чередующимися а-о” в 5 классе)

— Если вы высоко оцениваете свою работу на уроке, нарисуйте на билете горящее сердце — вы горели на уроке. Если вы только почувствовали интерес к теме, но работали не совсем активно, то нарисуйте на билете восходящее солнце — утреннюю зарю. Если вы были невнимательны, плохо разобрались в материале урока, то нарисуйте склоненный подснежник — он еще спит, ждет весну.

Применяю типичные вопросы итоговой рефлексии: “Кто считает, что он всё понял на уроке; понял всё, но дома нужно еще раз всё повторить; ничего не понял и нуждается в повторном изучении материала?”, “Что способствовало успешной работе?”, “Что мешало воспринимать материал?”, “Что нужно дополнительно сделать?”. Если учащиеся осознанно во взаимодействии с педагогом постигают материал на уроке, анализируя собственную деятельность, ставят перед собой задачи для индивидуальной работы дома, то моя цель — повышение качества знаний по русскому языку — взаимными усилиями в конечном счете достигнута.

При выборе и применении на уроке интерактивных методов обучения следует принимать во внимание общие дидактические факторы: цель урока; особенности учебного материала; индивидуальный темп работы класса; взаимоотношения между учителем и учащимися; количество учащихся.

Использование интерактивных методов обучения делает учебный процесс разнообразным, повышает у учащихся мотивацию к обучению и интерес к предмету, развивает творческую активность и учит самостоятельно мыслить, создает условия для полноценного развития личности.

Галина ГЕРМАН,
учитель русского языка и литературы гимназии Ганцевичей.