Биоэнергопластика для правильной артикуляции и звукопроизношения

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности. Одна из сторон речи — звукопроизношение, которое лежит в ее основе.

Формирование правильного произношения — сложный процесс. Ребенок учится управлять органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать речь окружающих и собственную. К сожалению, у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. При благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Дошкольный возраст — время энергичного развития речи, в частности, овладения правильным звукопроизношением.

Довольно интересным направлением работы учителя-дефектолога является биоэнергопластика. Эта технология предусматривает соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Совместные движения, если они пластичны, раскрепощены и свободны, способствуют естественному распределению биоэнергии в организме, что активизирует интеллектуальную деятельность, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение биоэнергопластики ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, поскольку работающая ладонь многократно усиливает импульсы, ведущие к коре головного мозга от языка.

Для внедрения системы упражнений изначально определяется структура дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. Помимо этого, важно установить доверительные отношения с ребенком, создать положительный эмоциональный настрой. Существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих чувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.

Начать можно с упражнения “Птенчики”. Темп выполнения — медленный. Рот открыт — счет до пяти. Рот закрыт — счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируется на темп, заданный педагогом, на его счет и образец движение руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет один челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась. Все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет два фиксируем открытое положение рта. На счет три — рот закрыт.

“Показ кистью руки”. 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение.  Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти, к их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Можно использовать следующие упражнения:

“Вкусное варенье”. Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

“Иголочка”. Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперед.

“Дятел”. Пальцы одной руки сомнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

“Чашечка”. Ладонь с согнутыми пальцами образует форму чашки.

“Качели”. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

“Лопаточка”. Ладонь с сомкнутыми пальцами опущена вниз.

Данные упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору (зеркало) и перейти к выполнению упражнений по ощущению. Это особенно важно, поскольку в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Ольга МАСЛОВСКАЯ,
учитель-дефектолог Даревского детского сада — средней школы Ляховичского района.